Найти в Дзене
Рассказы-коротышки

Не так уж труден подход к трудным подросткам

12-летние Вовка, Лешка и Егор – хулиганчики, с которыми не соскучишься. То песенку залихватскую сочинят и давай ее на весь двор распевать, то в игру «догони меня, кирпич» начнут играть, то еще что учудят. Живут они в небольшом доме на 12 квартир, где все соседи друг друга знают. А уж хулиганистое трио и подавно у всех на виду. Так-то они ребята веселые, но, что называется, трудные. Взрослым то и дело дерзят, хотя… как тут не дерзить, когда эти самые взрослые считают тебя «мелкой шпаной» и все время ругают…

Однажды Вовка, Лешка и Егор от нечего делать – не все же озорством на летних каникулах заниматься – решили переустановить на детской площадке маленькие качели. Очень уж ненадежно они были вкопаны, качаться на них было уже натурально опасно. (А взрослые от просьб укрепить место установки качелей лишь отмахивались, мол, ну не качайтесь на них вообще). Оттащили пацаны эти качели в сторону и стали решать, как бы их теперь понадежнее вкопать. Но не рассчитали силы и, провозившись до десяти вечера, успели воплотить лишь часть своей задумки. Договорившись встретиться на площадке завтра утром и продолжить, они разошлись по домам, так и оставив качели стоять не вкопанными.

А наутро взору жителей предстала картина Репина «Сперли» – качелей на площадке не оказалось. Ни у кого не было сомнений, чьих это рук дело. Это мог быть только Даня «Сивый» из соседнего дома – 15-летний крайне неблагополучный элемент, по которому давно плачет подразделение по делам несовершеннолетних. Неоднократно замечен в кражах: то люки с колодцев умыкнет, то чей-нибудь велосипед из подъезда стащит, но каждый раз ловко увиливает от ответственности.

Но соседи обрушили свой гнев на мальчишек.

– Зачем вы вообще трогали эти качели?! Нашлись тут, понимаешь, ремонтники недоделанные! – возмущалась громче всех 54-летняя Зинаида, наиболее «прыткая» и скандальная из соседей.

– Да это наверняка «Сивый» упер, больше некому! – воскликнул Лешка. – Мы-то тут при чем?..

(Да и впоследствии подтвердилось, что качели действительно были украдены Данькой и его дружками. На металлолом, конечно же; сдачей которого они периодически промышляли).

– Да догадываемся мы, что это он упер, и что?! – сердито крикнула тетя Зина и, подбоченясь, продолжила:

– Это все равно из-за вас! Одни проблемы от вас, остолопов!

– Вот-вот! – согласился пенсионер дядя Петя. – Ишь, инициативные какие! Руки из одного места растут, а туда же!

Галдеж в таком духе продолжался еще некоторое время, и тут 35-летняя Елена сказала:

– Вы же прекрасно понимаете, что проблема вовсе не в этих пацанах. Не они эти качели украли.

– Да если бы им не пришла в голову эта дурацкая идея!.. – вновь заклекотал дядя Петя.

– Дурацкая? – перебила его Лена. – Они вообще-то доброе дело сделать хотели, а вы их за это вот так мордой об стол.

Пацаны, никак не ожидавшие, что Лена встанет на их сторону, удивленно замолчали. Точнее, они вообще не ожидали, что за них хоть кто-то вступится. Настолько они привыкли быть для всех «плохишами».

– А чего это ты их защищаешь, они, между прочим, и с тобой тоже периодически ведут себя невежливо, не только с нами! Чего ты их выгораживаешь, дурочка?! – снова встряла тетя Зина.

– И что? Ну цапаемся мы с ними иногда, бывает. Это не отменяет того, что вы сейчас набрасываетесь на них совершенно незаслуженно, – спокойно ответила Лена. – И что значит «выгораживаю»? Выгораживают преступника, а они ничего плохого не сделали. И кто тут дурочка, еще большой вопрос.

– Ну, Лена!.. – возмущенно затарахтели соседи. – Ну, знаешь!..

Мальчишки продолжали озадаченно молчать. Вдруг Вовка комично-торжественным тоном выкрикнул:

– А я знаю, кто тут дурочка! И это точно не тетя Лена!

– Ах ты гаденыш! Что себе позволяешь! – взвизгнула тетя Зина.

– Остыли бы Вы, а, – усмехнулась Лена.

– Ух, змееныш! – не унималась Зинаида.

День был выходной, и так совпало, что родители всех троих в то утро уехали: у Лешки – на дачу, у Егора – в гости, а у Вовки – провожать родственников на вокзал. (Позже, узнав о ситуации, они все же не стали своих отпрысков наказывать, ограничившись руганью).

– Вы должны быть наказаны за вашу выходку! Вот погодите, вернутся ваши родители, и…

– Не они должны быть наказаны, а сами знаете, кто, – сказала Лена, – вот с ним и разбирайтесь. В полицию на него, опять же, заявите. Или что, кишка тонка с самим «Сивым» связываться?

Егор хихикнул, вслед за ним засмеялись Лешка и Вовка, из-за чего все трое снова удостоились гневных взглядов соседей.

– Лен, ну ты как самая умная прям! – недовольно заявила тетя Зина.

– Не «как», а самая умная и есть, похоже, – ответил ей Егор, – из всех присутствующих.

– Хам мелкий! – рявкнула Зинаида и на что-то отвлеклась.

Далее соседи переключились на какую-то другую тему, уже не обращая внимания на пацанов.

Лена пошла домой, мальчишки побежали за ней.

– Теть Лен… Вы это… Извините меня, пожалуйста, за то, что я, ну это… наезжал там на Вас иногда, – смущенно пробормотал Вовка. – Я не буду больше, честное слово…

– И меня, – присоединился Егор.

– А я вообще первый раз вижу кого-то, кто не считает меня плохим, – задумчиво сказал Лешка. – В общем, меня тоже извините, пожалуйста…

– Да нормально все, ребят, – улыбнулась Лена, – что ж я, сама подростком не была, что ли? Помню, поди, как это обидно, когда тебя не принимают всерьез…

– А мне вообще всегда казалось, что мои родители появились на свет сразу взрослыми и злыми! – захохотал Вовка с едва заметной печалью в глазах.

***

С тех пор Вовка, Лешка и Егор всегда приветливо здороваются с Еленой и вежливо с ней общаются. А любой, кто пытается отозваться о ней нелестным образом, тут же получает убедительных подзатыльников от хулиганистой троицы. Словесных, конечно же, исключительно словесных. Драчунами они и раньше не были, а теперь и подавно поверили, что не такие уж они и «плохиши».