Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Дао, Жэнь и стокгольмский синдром китайской педагогики

Китай - Поднебесная, огромная, загадочная страна, с древними традициями, мудрыми философами и богатой культурой. "Лао Цзи", "Тайцзицюань", "Шаолинь", "Великая Стена", "Трудолюбие", "Дракон", "Молочный улун", "Красный", "Цигун" - ассоциативный ряд можно продолжить, и у каждого, кто хотя бы раз был в Китае, этот ряд будет свой. Однако, все согласятся с тем, что знакомясь с культурой этой страны, учишься многому: создавать гармонию внутри себя, уважать родителей, дышать так, чтобы не болеть, сохранять здоровье и долголетие, быть неприхотливой, наблюдать, трудиться с удовольствием, почитать учителей и проч.

Страна, стремительно развивающаяся и порождающая чемпионов, своими успехами обязана системе воспитания детей, в которую гармонично вплетаются элементы дыхательных гимнастик и единоборств. Как любая система она имеет сильные стороны и минусы, которые активно критикуют западные исследователи, подчёркивая её авторитарность и "застревание в традиционности". Однако, мы можем почерпнуть много полезного, заимствуя идеи, принципы и методы этой, несомненно ценной системы, основанной на философии Конфуция:

- стрежневая идея воспитания состоит в том, что во всём должен быть порядок, все должны выполнять свое предназначение и обязанности, знать своё место в иерархии и быть причастным к нему. Это великий принцип Дао;

- только благодаря многолетнему воспитанию, обучению и самодисциплине можно стать "благородным мужем" и своим поведением воплощать принцип Жэнь (добродетель души, добросердечие);

- традиции свящённы, они вырабатывались веками, сплачивают семью, а если в семье царит порядок, тогда общество благоденствует;

- почитание родителей, послушание, оказание им уважения, забота о них в старости - это фундамент семьи (Конфуций приводит несколько назидательных историй, показывающих отношение детей к родителям. Взрослый сын, навещая родителей по праздникам вёл себя, как маленький ребёнок, для того, чтобы они не чувствовали себя старыми);

- обучение детей алфавиту и письму с раннего детства, опора на принципы повторения и запоминания, что приводит к развитию внимания, памяти, мелкой моторики. Изучение иероглифов, каллиграфия, запоминание назидательных историй, усидчивость, немногословие - вот чему учились и учатся китайские дети;

-2

- чтобы чего-то добиться нужно трудиться и поэтому не должно быть никакого веселья, пока не будет результата. Похвалу родителей и учителей надо заслужить. Не принято хвалить долго и прилюдно, поэтому родителя хвалят дома за закрытыми дверями, а учитель может обронить лишь пару слов, отмечая какого-либо ученика.

- дети ленивы от природы, сопротивляются, поэтому родителям надо развивать силу духа, чтобы справиться с ними и привить им трудолюбие и послушание. Родитель, дети которого учатся плохо или непослушны - презирается обществом.

В современных китайских школах много учеников, в начальных классах по 60 - 80 человек, в средних - по 40-45 человек, причём, нет никаких проблем с дисциплиной. Уроки с утра до вечера, физические нагрузки вместо перемен, потому что у детей не должно быть времени на безделье. Китайские родители безгранично верят в своих детей, в то, что они талантливые и многое могут, учатся вместе с ними, осваивая иностранные языки и игру на музыкальных инструментах и это, несомненно даёт свои результаты. Большинство родителей берегут своих детей и заботятся о них.

Однако, есть те, кто очень строг, а подчас и жесток к своим детям, применяя телесные наказания, иногда, публично. Причиной наказания может быть проигрыш ребёнка на соревнованиях, невыполнение домашних обязанностей, плохая отметка в школе. Таких мам называют "мамами тигрицами", по аналогии с названием книги Эми Чуа "Боевой гимн матери тигрицы", публикация которой вызвала скандал на Западе.

Китайские родители требуют высших оценок, поскольку уверены: дети способны их получать. Если же хороших оценок так и нет, родители начинают думать, что ребёнок работает недостаточно много и тяжело. Вот почему такого ребёнка всегда будут наказывать, критиковать и стыдить. Китайские родители уверены, что в их детях достаточно сил, чтобы пережить унижение и стать лучше.

Эми Чуа поделилась опытом воспитания двоих дочерей, своими успехами и воспитательными провалами, и на мой взгляд, показала, что в наше время более эффективен интегративный подход к воспитанию, который учитывает особенности ребёнка и его возможности. Через всю книгу красной нитью проходит мысль о том, что вырастая китайские дети всегда благодарны своим родителям и никогда их не бросят!

Если вам интересна эта тема, то буду благодарна за комментарии и отзывы к статье.

Ваша Елена Станкевич

Запись на консультацию WhatsApp +7 924 429 61 86

Автор: Станкевич Елена Михайловна
Психолог, Детский психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru