Найти тему
МК-Байкал

Тубдиспансер на Синюшке: Санта-Барбара только начинается?

В Иркутске опять началась шумиха вокруг строительства нового здания (или комплекса зданий) Иркутского областного туберкулезного диспансера на бульваре Рябикова. Там, где уже давным-давно этот самый диспансер и располагается. Жители Синюшиной Горы против строительства еще с 2017 года и регулярно активизируются, создавая петиции и собирая подписи.

    Иркутяне уже голосовали против. Фото: "Иркутск Онлайн"
Иркутяне уже голосовали против. Фото: "Иркутск Онлайн"

В этот раз дело дошло до Следкома: руководителю СУ СК России по Иркутской области Анатолию Ситникову поручено представить доклад по ситуации с размещением в черте Иркутска туберкулезного диспансера на 600 коек.

Иркутяне, живущие на Синюшке, записали и распространили в соцсетях видео, в котором они заявляют, что не согласны со строительством тубдиспансера в своем микрорайоне, поскольку он будет размещаться в роще, где они гуляют с детьми. Граждане активно требуют помощи в своем противодействии минздраву и медикам, которые утверждают, что диспансер строить нужно срочно и участок на Синюшке идеально для этого подходит. Давайте попробуем разобраться в истории вопроса.

Для начала примем как данность: тубдиспансер Иркутску нужен. Иркутская область, конечно, не находится в лидерах по количеству больных туберкулезом – 59,9 случая на 100 тысяч населения – но все же эта болезнь требует пристального внимания. Туберкулез лечится долго, в стационарных условиях, требует не только хороших препаратов, но и большого количества свежего воздуха. Именно поэтому в 1938 году на том месте, где сейчас стоит Синюшина Гора, и построили тубдиспансер – а именно здание филиала № 3.

В 2017 году, когда власти впервые заговорили о строительстве новых зданий тубдиспансера, участок на Синюшке оказался самым лучшим. В центре, где сейчас располагается основное здание, места для строительства попросту нет. Для расширения – тоже. Что там творится, знает каждый, у кого хоть раз профилактическая прививка Манту выходила за дозволенные рамки. Есть туберкулезная больница на Терешковой, но и там вести строительство невозможно по той же причине – территории нет. Вообще, в других районах города найти свободные участки очень сложно, тем более под такой проект. Вот и пришли к выводу еще пять лет назад, что строить тубдиспансер можно только на Синюшке.

А проект, представленный на суд общественности, был, в общем-то, хорош. Сам диспансер на 600 коек в сосновом бору, что оптимально для больных, здания и помещения для кафедр ИГМУ, ГИДУВа, для пищеблока, а также дезинфекционные сооружения. Всего тринадцать современных корпусов. Но тут началось. Сначала – опасность: общественность стала возмущаться тем, что в диспансер будут приезжать больные таким опасным и заразным заболеванием. Ну, они и в центре ездят, и в больницу на Терешковой приезжают – и все молчат почему-то. С момента постройки микрорайона рядом с тубдиспансером вспышек туберкулеза на Синюшке зафиксировано не было. Да и сейчас граждане с детьми, как выяснилось, гуляют в роще, где расположены старые здания, – и вспышек нет. А больные там по-прежнему есть. И раньше почему-то никто не протестовал…

    Предлагается такой проект.
Предлагается такой проект.

Предлагается такой проект.

Потом скандал начал набирать обороты, власти пошли на попятную и стали искать другие места. Предлагали Александровский централ, где раньше была психбольница, предлагали деревню Позднякова (ага, рядом с потенциальным аэропортом), предлагали поселок Парфеновка и так далее. Но тут мощным строем встали медики, которые заявили: тубдиспансер должен быть в черте города, иначе потенциальные больные просто не поедут даже на обследование. На лечение, конечно, их можно загонять принудительно – но через суд: долго, дорого, могут сбежать и перезаражать кучу народа за это время. В черте города – надежнее.

К вопросу строительства возвращались ежегодно, и так же ежегодно жители Синюшки устраивали бунт, и власти снова отправлялись в чисто поле искать новые участки. Вот только все найденные варианты отвергались тем, что там нет необходимых инженерных коммуникаций – в частности, воды и канализации. Строительство местной сети исключительно для медучреждения удорожает проект чуть ли не в разы.

В сентябре 2022 года был представлен новый проект на старом месте – на Синюшиной Горе. Сначала проект рассмотрели депутаты, которые потребовали внести поправки в виде строительства резервной обходной дороги для жителей Черемушек, надежного периметра с охраной и видеонаблюдением, санитарной зоны вокруг. При этом медики над санитарной зоной слегка посмеялись в кулак и напомнили, что сейчас там никакой санитарной зоны нет, а граждане с детьми гуляют чуть ли не по территории, где расположены корпуса. И никто, кстати, не видел, чтобы там так же свободно гуляли пациенты. Между тем практически все пациенты, которые сейчас лечатся в филиале на Синюшке, имеют форму заболевания со множественной лекарственной устойчивостью. Тяжелую форму туберкулеза, в общем.

    Фото: "Байкальские вести"
Фото: "Байкальские вести"

Фото: "Байкальские вести"

Давайте допустим, что тубдиспансер с Синюшки уберут. Пустые корпуса тут же станут пристанищем кучи бездомных, наркозависимых и других асоциальных личностей. И много ли жители с детьми там нагуляют? Много проблем, разве что...

По закону на месте бывшего тубдиспансера ничего нельзя строить из так приветствуемых некоторыми общественниками досуговых учреждений, детских садов, музеев, парков. Закон предполагает строительство на месте медучреждения класса В, к которым относится туберкулезная больница, только медицинского учреждения через три года консервации участка и после выполнения ряда условий, в том числе полного сноса, разбора и утилизации не только старых зданий, но и части коммуникаций.

При этом новый тубдиспансер, по проекту, оснащен столькими степенями защиты, что позавидует госбанк. Там запланированы новейшие системы и технологии сбора, обеззараживания и утилизации медицинских и коммунальных отходов, системы неоднократной очистки воздуха, полностью закрытая территория, отдельное здание с отдельным входом с территорией для пациентов с активными формами туберкулеза… Нет, это нам опасно, а существующее отделение, старое и ненадежное – нормально?

Второй вопрос, который беспокоит неравнодушных активных жителей микрорайона, – это то, что для строительства должны будут вырубить деревья. Но вроде и здесь все планируется решить в пользу экологии. Как мы – и врачи-фтизиатры – уже неоднократно писали, туберкулез боится прямых солнечных лучей и свежего, лучше горного или хвойного, воздуха. Врачи не зря настаивают на строительстве именно на участке отделения № 3 на Синюшке – здесь есть лес. Лес и останется – вместо срубленных деревьев обещают посадить новые.

И третий вопрос, который сильно волнует часть населения: по территории будущего строительства проходит единственный проезд для шести семей, живущих около железной дороги на склоне горы. Больше путей подъезда к ним нет. Им нужно либо обустраивать проезд, либо переселять в другой район. Кстати, об этом почти никто не говорит…

Возможно, очередная шумиха вокруг строительства тубдиспансера в Иркутске напрямую связана с выборами в Заксобрание Иркутской области, которые намечены на сентябрь 2023 года. Но выборы пройдут – и все закончится. И диспансер спокойно будет построен как раз там, где и планировалось еще в 2017 году.