Приветствую вас на канале Авиатехник! В этой статье мы поговорим с вами о необычной модификации самолёта Ту-104, которая была разработана с целью обеспечения тренировочных полётов советских космонавтов.
Необходимость в создании подобного самолёта возникла в период начала советской программы полётов человека в космос. В те времена ученые знали о невесомости и её влиянии на человеческий организм совсем немного. Никто не мог с уверенностью сказать, как будет ощущать себя космонавт в условиях невесомости. Чтобы получить конкретные данные на этот счёт, ученые решили проводить испытания в приближённых условиях в земной атмосфере. А для этого им понадобился самолёт.
В начале 1960-х годов на опытном предприятии НИИ ВВС, совместно с ОКБ Туполева была подготовлена первая машина для испытательных полётов, разработанная на базе Ту-104. Часть пассажирского салона была переоборудована под лабораторию. Другая же половина представляла собой восьмиметровый зал с обитыми мягким материалом внутренними поверхностями. Зал был отделен сеткой. Машина получила обозначение - Ту-104АК.
Внешне самолёт практически не отличался от гражданских Ту-104. Лишь позднее его перекрасили, нанеся звёзды и бортовой номер "46".
Первые испытательные полёты Ту-104АК проводились лётчиками-испытателями Сергеем Анохиным и Юрием Гарнаевым. Несмотря на опыт пилотов, невесомость оказала на них сильное впечатление. Они были крайне удивлены, когда незакрепленные предметы буквально "плыли" в невесомости. Самолёт летел по параболической схеме. Такого полёта хватало на 25 секунд невесомости.
Будущие космонавты долго тренировались на борту Ту-104АК, а позже к этой машине присоединились еще две - с номерами "47" и "48". В невесомости отрабатывались следующие вещи: координация и перемещение, прием пищи (твердой и жидкой), выполнение различных работ. Полученный позже опыт реальных космических полетов полностью соответствовал тому, который был получен с помощью самолёта Ту-104АК. С тех пор полеты на "АК" стали обязательным разделом программы подготовки советских космонавтов. Даже выход в открытый космос отрабатывался на Ту-104АК. Одно время в салоне самолёта был установлен космический корабль "Восход". На Ту-104АК тренировались космонавты А. Леонов и П. Беляев.
Помимо космонавтов, на Ту-104АК испытывали и первый луноход. В летающей лаборатории воссоздали условия, приближенные к Луне. Был даже специальный грунт. Сам луноход испытывался во время невесомости внутри самолёта, выполняя первые движения по "лунному" грунту.
Позднее для испытательных полётов стали использовать другие самолёты, по типу Ил-76.
Друзья! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
Поддержать канал в развитии можно по ссылке ниже:
https://yoomoney.ru/to/410016426573923