Достоевский - это писатель сумрачный, в чём-то "барочный" - если понимать этот термин как универсальное проявление человеческой мысли. То, что не вписывается в просчитанные и измеренные рамки, схемы, правила.
У меня лично чтение и перечитывание Достоевского происходит чаще в темное время года. Не специально, но всегда так получается. Исключением тут является роман "Идиот", который впервые был прочитан летом и потом еще раза два - также летом и осенью.
Михаил Бахтин, в своей работе, посвященной литературной полифонии ("О полифоничности романов Достоевского") замечает, что Достоевский есть-
"создатель полифонического
многоголосого романа, организованного как напряженный и
страстный диалог по последним вопросам. Автор не завершает
этого диалога, не дает своего авторского решения; он раскрывает
человеческую мысль в ее противоречивом и незавершенном становлении."
Возникший в ХХм веке концепт "Открытого произведения" (Умберто Эко, Ролан Барт), по сути, раскрыт именно Достоевским. Ролан Барт в своем эссе "Смерть автора" приводит цитату Стефана Малларме -
«…Письмо есть изначально обезличенная деятельность…, позволяющая добиться того, что уже не „я“, а сам язык действует…»
Язык, безусловно, шире любой исторической привязки, мысль универсальна, а идеи - вечно живы и чрезвычайно летучи. Они действительно могут быть "подхвачены" и здесь уже зависит от организации носителя - что именно к нему льнет.
На примере одного из героев Достоевского - Петра (Петруши) Верховенского можно наглядно продемонстрировать этот тезис. Прообразом "бесноватого" студента являлись Сергей Нечаев и, вероятно, Михаил Петрашевский.
«Это был молодой человек лет двадцати семи или около, немного повыше среднего роста, с жидкими белокурыми, довольно длинными волосами и с клочковатыми, едва обозначавшимися усами и бородкой. Одетый чисто и даже по моде, но не щегольски; как будто с первого взгляда сутуловатый и мешковатый, но, однако ж, совсем не сутуловатый и даже развязный. Как будто какой-то чудак, и, однако же, все у нас находили потом его манеры весьма приличными, а разговор всегда идущим к делу.
"Никто не скажет, что он дурен собой, но лицо его никому не нравится."
Сам Достоевский описывает его как своеобразного искусителя, при этом, отчасти комического "уродца". И удивительно здесь то, что эти герои всегда живы. Причем, они сами могут проявляться в самых разных людях, вроде бы и не слишком на этих персонажей похожих.
Я сама подвержена влиянию, иной раз, глупому и способна заразиться идеей и носиться с ней потом "как с писаною торбой". Увлеченность натуры, впрочем, сложное и противоречивое качество, как и сам человек - сложен и противоречив по сути. Главное, на мой взгляд, чтобы эту самую "натуру" - природу дурные идеи не исказили. А для этого иной раз стоит замедлиться. Сесть, подумать, подышать воздухом, почитать "не саморазвивающую" книгу, а классическую литературу. Послушать классическую же музыку, хоть немного, поскольку музыка ничуть не менее оказывает влияние на умонастроение, чем слова.
Засим откланяюсь на сегодня. Желаю Вам, господа и господессы - всяческого здравия. Всегда Ваша, Г.С.,
Спасибо за лайк, подписку и все, все, все