Отдел боевой и физической подготовки редакции газеты ВВС ГСВГ «Советский патриот», в штат которой я был принят с предыдущей должности авиационного техника самолета, был полностью укомплектован офицерами «из войск». Начальник отдела – бывший летчик, двое корреспондентов – из специалистов ИАС, и еще один, в прошлом - заместитель командира вертолетной эскадрильи, недавно списанный с летной работы по состоянию здоровья. О нем, Анатолии Яковлевиче, и будет мой рассказ.
Примечательна судьба этого человека. В юности он насовершал немало глупых ошибок, за что и был в конце концов помещен в места не столь отдаленные. А потом решил резко поменять линию жизни, и разослал сразу троим начальникам военных училищ письма примерно такого содержания: мол, оступился, ошибки осознал, мечтаю служить Родине, каковы мои шансы поступить в Ваше училище? И вскоре получил три письма, авторы которых прислали ему персональные вызовы. Он выбрал стезю вертолетчика…
Анатолий Яковлевич запомнился мне не только как талантливый военный журналист, который писал много и постоянно лидировал в редакционном соревновании, но и как непревзойденный мастер небольших, но чрезвычайно смешных розыгрышей. Многим, в том числе и автору этих строк, доводилось испытать на себе всю глубину его армейского юмора.
И вот однажды я убедился в том, что мой старший товарищ не прочь «поприкалываться» также над авиаторами частей и подразделений Группы. Дело было так.
Во время одной из командировок в вертолетную часть, в столовой меня буквально атаковали вопросами:
- Так вы из газеты «Советсктй патриот»? Слушайте, тут у нас недавно был один из ваших, майор, так он весь полк в ступор ввел. Он правду говорил, что вы там все крутые пилоты? Что, не в курсе?..
И начали рассказывать, перебивая друг друга. Вырисовывалась такая картина. Анатолий Яковлевич по делам зашел на тренажер, где в это время шли занятия. Он подсел поближе и стал наблюдать, как работает командир звена. У того что-то не «вытанцовывалось», поэтому капитан был слегка напряжен и раздражен. И в это время, при всем честном народе, некий никому не известный журналист ему заявляет, мол, то-то и то-то вы делаете неправильно.
Капитан просто дара речи лишился от такого нахальства. А потом встал и предложил заезжему корреспонденту:
- А вот вы сами, товарищ майор, сядьте, да и покажите, как конкретно надо летать!
Тот, ни слова ни говоря, сел за тренажер. Запуск, взлет, зона, выполнение нескольких достаточно сложных действий… Все присутствующие буквально окаменели от удивления – человек, который, судя по его профессии, ничего тяжелее авторучки в руках не держал, вытворяет такое!
Когда Анатолий Яковлевич завершил этот свой, так сказать, перформанс, то на восхищенные реплики присутствующих скромно ответил:
- Это еще что, у нас в редакции и не такое могут!...
...Тогда, в столовой вертолетного полка, мне больших трудов стоило отвертеться от предложения также «полетать» на тренажере, а то и реально на боевой винтокрылой машине. Ведь летчики и наземные специалисты лействительно поверили в то, что любой корреспондент «Советского патриота» может не только «красиво писать», но и уверенно летать на всех типах авиационной техники.
Когда я позже рассказывал эту историю в отделе, хохотали все, а громче всех – сам Анатолий Яковлевич. Да, он, как всегда, был в своем репертуаре!
А по вертолетным частям ВВС ГСВГ еще долго гуляла сильно приукрашенная история о том, как никому не известный простой газетчик своим профессиональным мастерством запросто «уделал» лучшего летчика полка…
Михаил Михайлов.