Существует путаница в понимании сути маркетинга: кто-то говорит о том, что это быстрый результат от рекламы (и он прав), кто-то, что маркетинг – это длительный и сложный процесс, который затрагивает почти всю компанию (и он тоже прав). В чем же разница?
Маркетинг действительно очень общее понятие. И если рассматривать его как стратегию, то маркетологами в компании являются вообще все. Да, абсолютно все. И самый главный стратегический маркетолог- это собственник. Судите сами: собственник решает что продавать (или какую услугу оказывать), он понимает кому продавать, часто он интуитивно знает как продавать. Более того, именно собственник подбирает специалистов в свою команду. Тех, кто «идет с ним в ногу», а как иначе? Вряд ли вы встретите бизнесмена, который бы поощрял создание сотрудником искусственных препон на пути продаж товаров или услуг компании.
Так мы подошли к сути стратегического маркетинга – долгосрочного систематического планирования мероприятий для продвижения компании на рынке, непрерывного анализа рыночной среды (цены, активности конкурентов, разнообразия продуктового предложения и прочее), изучения клиентов и улучшения клиентского сервиса. А также поиска новых ниш, каналов продаж и иных составляющих, способствующих укреплению позиций компании.
Выделим основные вопросы стратегического маркетинга, актуальные для бизнеса разных масштабов:
- Что мы продаем (характеристики продукта или услуги),
- Кому мы продаем (все вопросы, связанные с нашей целевой аудиторией),
- Как мы продаем (все, что связано с продажами),
- Что сделать, чтобы стоимость продажи была минимальна.
Здесь нужно пояснение. Мы несем затраты при продаже товара или услуги клиенту. Как минимум в сумму потраченных на рекламную кампанию средств. И задача бизнеса эту стоимость свести к минимуму, чтобы получить максимальный итоговый доход от сделки. Например, чем чаще к нам возвращаются покупатели, потому что им нравится наш продукт – тем дешевле нам обходится стоимость их привлечения.
Поверьте, эти четыре пункта невозможно проработать за час или два. Даже за месяц. Это вдумчивая системная работа. Условия рынка постоянно меняются. Кроме экономических и политических изменений на рынок банально выходят новые игроки с лучшим качеством продукта (или услуги). Меняется потребительское поведение. Меняется рынок рекламы, инструменты которой помогают работать с клиентом. Все происходит единовременно и требует от бизнеса быть начеку.
В этом и заключается стратегический маркетинг: выстроить понятную и желательно простую систему инструментов внутри компании, чтобы своевременно реагировать на изменения условий рынка. Не важно, работает предприниматель в единственном лице или это большое предприятие с несколькими сотнями сотрудников. Просто масштабы инструментов будут разными, ну и несоизмерима быстрота реакции бизнеса на требуемые изменения.
Важна ли работа в направлении стратегического маркетинга? Безусловно. Получаем ли мы быстрые результаты здесь? В данном случае вопрос некорректен.
Мы выстраиваем систему, которая способствует получению быстрых результатов инструментами тактического маркетинга.
Может ли собственник все делать своими силами? Если есть желание и время – вполне. Что не скажешь о тактическом маркетинге. О нём в следующей статье.
Алгоритм по работе со стратегическим маркетингом в компании (с уже готовыми инструментами) здесь: https://r-kl.ru/book
Остаёмся на связи)