Обработка камня в Ингушетии уходит своими корнями в глубокую древность. В те далекие времена у населения Кавказа зародился культ камня, который в ингушской мифологии сохранялся вплоть до принятия Ислама. Горы и скалы для ингушей также были сакральными, чистыми, на их вершинах ингуши строили святилища и храмы. К примеру, на высоте около 2500 метров находится ингушский храм "Мят-Сели". Храм Мят-Сели находится на вершине Столовой горы. На ингушском её название – Мят-Лоам, что означает «отчая гора».
Множество форм использования культовых камней существовало в ингушском обществе. Например, часто в кладке жилых и боевых башен можно заметить камни с отверстиями или небольшими чашеобразными углублениями, символизировавшие благодать. К сакральным относились и "къоабал кхера", символизировавшие плодородие, а также естественные природные арки, которые служили оберегами, придорожные стрелы. К культовым камням, по-видимому. относился камень для трамбовки плоских крыш, гумна. Е. Шиллинг приводит предание, в котором сын некого Гыргы из с. Оздик продал свой камень для трамбовки (хатты кекыргъ) за три хлеба, после чего вынужден был покинуть родные края навсегда (здесь можно провести аналогию с сакральной очажной цепью, с которой никогда не расставались, даже когда практически необходимость в ней отпала).
Нельзя не отметить одну из важных культовых составляющих-петроглифы на камнях. Петроглифы встречаются на всей территории горной Ингушетии. Помимо одиночных изображений человека и животных, часто встречаются фантастические и символические изображения. геометрические и другие абстрактные фигуры. Одни из них напоминают солярные знаки, а другие-графические знаки, напоминающие письменность. Часто можно увидеть высеченные на каменных плитах изображения человеческой руки. Редкие многофигурные композиции и отсутсвие сценичности во многих петроглифах говорит об их архаичности, что говорит о трудоемкой техникой резьбы по камню. На фасадах жилых башен обнаруживается наибольшее число петроглифов, реже-на культовых постройках и боевых башнях.
В период средневековья обработка камня у Ингушей достигла совершенства, что способствовало расцвету местной архитектуры. По всему Кавказу Ингуши славились как искусные зодчие, строители башен и других архитектурных сооружений. Их приглашали для строительства башен соседние народы.
Спасибо/Баркал, что дочитали до конца. Не забудьте поддержать лайком и комментарием. Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего нового.
Если есть желание поддержать мою работу и канал в развитии:
5469 3007 2530 6291(СБЕР)
5213 2438 6286 8609 (ТИНЬКОФФ)