Не секрет, что до 1978 года решётка радиатора советского грузовика ЗиЛ-130 выходила с так называемыми "высокими фарами". Это значит, что фары головного освещения располагались выше, а подфарники крепились ниже. Соответственно и сама решётка радиатора имела один ряд средних отверстий.
Но в 1978 году на ЗиЛе решили сделать так называемый "фейслифтинг" и перелицевали эту огромную штампованную решётку радиатора. Так появился дополнительный ряд средних отверстий, а фары головного освещения съехали вниз.
Итак, давайте разбираться, как фары вообще оказались выше подфарников, и почему потом они съехали вниз?
Что же касается дополнительного ряда средних отверстий, то конструкторы просто хотели увеличить обдув радиатора. А вот с фарами не всё так просто. И дело в том, что если посмотреть на ГАЗ-52, то у этих грузовиков тоже был рестайлинг решёток радиаторов, но фары как были в нижней части, так они и оставались:
С ЗиЛом же всё было непросто изначально, потому что не нужно забывать, что важнейшим из искусств на тот момент было искусство заглядывания через Железный занавес. Советским дизайнерам и прочим "эффективным манагерам" того времени всегда было интересно: а что же там штампуют американцы?
И поэтому дизайн "морды" советского грузовика с одной стороны должен был быть в духе времени, т.е. не хуже, чем у американцев. А с другой стороны нельзя было просто взять и скопировать. И поэтому дизайнеры проектировали всё с оглядкой на заокеанских коллег, как бы пытаясь подражать, но в то же время не копировать всё подчистую.
Так появился ЗиЛ с сомнительной решёткой радиатора. Отверстие имело внутри нечто похожее на портал с заделкой только снизу. Сверху эту конструкцию ничего не удерживало. На испытаниях эта решётка с дугой показала себя плохо, потому что была склонна к изгибанию и проваливанию внутрь прямиком на сам радиатор.
И если мы посмотрим на американский грузовик GMC COE 50-х годов, то станет понятно, чем именно вдохновлялись советские дизайнеры. И как мы можем видеть, фары у "американца" стоят сверху, а подфарники снизу.
Так решётка радиатора была сильно переработана советскими дизайнерами, а вот расположение фар и подфарников было решено позаимствовать без изменений.
Из чего делаем простой вывод: в изначальном верхнем расположении фар на ЗиЛе виноваты конечно же американцы. Это они нас надоумили...
Затем было принято решение изменить дизайн самой решётки, чтобы в ней не было консолей.
Но поскольку просто так взять и что-то спроектировать с нуля без оглядки на американские грузовики было нельзя, то было принято решение обратить внимание на другой американский грузовик 50-х годов, а именно на Dodge S3-7AW. У него решётка радиатора была куда надёжнее, без консольных элементов. Вот как раз её и решили взять за основу и изменить так, чтобы передать дух времени. Ну и разумеется, здесь мы тоже видим фары сверху, а подфарники снизу.
Однако в середине 70-х годов было принято решение сделать 130-у ЗиЛу рестайлинг "морды". К тому времени этих грузовиков стало очень много на дорогах общего пользования, на которых также было достаточно и легковых автомобилей.
Так вот водители встречных легковушек жаловались, что высоко расположенные фары ЗиЛов слепят их, и что было бы неплохо их занизить. Именно так в целях безопасности фары на ЗиЛе съехали вниз, а подфарники фактически стали "надфарниками" и переместились наверх.
Это изменение по высоте фар всего лишь на 100 мм особого эффекта не дало. И поэтому на советских грузовиках 80-х годов фары окончательно съехали на бампер.