Можно ли избежать ажиотажных покупок?
Помните конец февраля и март прошлого года, когда в самом начале специальной операции россияне отправились скупать продукты, вызвав дефицит самых обычных товаров? И даже осенняя мобилизационная кампания не стала поводом для таких дисбалансов.
Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.
Граждане Российской Федерации, по данным Росстата, скупали практически всё, что казалось им не просто жизненно необходимым, но и мало-мальски нужным. Многие товары покупались на будущее: бакалея, одежда, обувь, бытовая атрибутика и медикаменты.
Конечно, нет ничего удивительного в том, что небывалый ажиотаж взвинтил цены на розничном рынке.
При этом осенью, после объявления мобилизации, россияне были более сдержанными, чем ранее. Хотя небольшой спрос всё же фиксировался. Но его масштабы нельзя сопоставить с данными за февраль-март.
Но и эти настроения наших сограждан сыграли свою роль на ценовой политике розничной торговли.
Вполне вероятно, что свою роль оказал также комплекс мер, предпринятый правительством для стабилизации ситуации в государстве. К примеру, поддержка государством бизнеса, параллельный импорт, валютные ограничения.
Ещё по теме: Экономика России не рухнула в 2022-м, значит, рухнет в 2023-м?
После вновь наметился спрос на непродовольственные товары: мебель, электро- и бытовую технику, автотранспорт. А также на бакалею, которая производится в РФ.
Данные процессы были вызваны опасением, что товары уже не будут такими доступными, а национальная валюта потеряет свои позиции. Основной проблемой являлись логистические трудности и неспособность некоторых цепочек поставок мобильно адаптироваться к новой реальности.
В то же время небывалый спрос на продукты был вызван именно политико-психологическим моментом, несмотря на то, что очевидных экономических факторов для возникновения повышенного спроса на самом деле не было.
Благо, что ажиотаж удалось нивелировать дополнительными поставками. Правда, благодаря этому инструменту удалось найти баланс не по всем позициям. Там, где этот механизм не сработал, пришлось внедрять рыночный механизм — повышение цен на отдельные позиции.
Ещё по теме: Как дорожал хлеб, и как цена на него будет расти дальше
Отсутствие нужных гражданам товаров и продуктов может повлиять не только на их стоимость, но и на рост недовольства, соответственно, протестных настроений, подчёркивают эксперты.
Для стабилизации ситуации, по мнению специалистов, такие процессы должны происходить незаметно для потребителей. Таким образом удастся найти баланс и нивелировать ажиотаж.
Кроме того, возникает необходимость и в привлечении к ответу предпринимателей, которые благодаря ажиотажу, пытались получить прибыль, используя для этого различные механизмы, в том числе и раздувание слухов.
Также популярным методом для подобных манипуляций являются потребительские страхи. Отсутствие забитых полок на прилавках многих сразу же побуждает к выводу, что нужно успеть купить, пока ещё не всё разобрали.
Именно поэтому сами покупатели должны понимать, что голова на плечах ещё никому не мешала.
При массовом спросе теряется возможность трезво размышлять и анализировать, отмечает ассистент кафедры финансов устойчивого развития Российского экономического университета имени Плеханова Ирина Батуева.
Ещё по теме: ФАС выяснила, кто стоял за подорожанием сахара в России
Нельзя забывать, что маркетинг уже давно и успешно пользуется приёмом starving crowd — «голодающая толпа», когда потребителям внедряют мысль о том, что товара слишком мало и покупать нужно сейчас, иначе его попросту раскупят другие.
Потеря рассудка при таких обстоятельствах, а ещё и в миксе со стадным «чутьем» приводит к тому, что граждане тратят деньги на всё, что попадается им под руку, предупреждает Артур Хакунов, операционный директор фулфилмент-оператора TEAM DEEM.
«Этот приём показал великий режиссёр Гай Ричи в «Картах, деньгах, двух стволах» — в сцене, где герой Джейсона Стейтема торгует с прибаутками товарами прямо из чемодана на улице. А привлечённая толпа после того, как сообщник Стейтема громогласно покупает первую единицу товара, вслед за ним начинает в ажиотаже расхватывать товар в страхе, что он закончится. Подобного рода приём работает и на распродажах, а также в иных ситуациях, когда нужно создать экстренный спрос», — рассказал собеседник ForPost.
Чтобы не вестись на подобные уловки, необходимо всегда помнить, что если для спроса нет реальных предпосылок, к примеру, выдался неурожай и продукцию не из чего производить, то ажиотаж может быть надуманным, точнее, искусственным. Поэтому, чтобы сберечь свои накопления, стоит жить с холодной головой.
Ещё по теме: «"Жадность безгранична": кто и как паразитирует на новогодних сладостях для детей
В свою очередь ассистент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ имени Плеханова Ирина Батуева советует не поддаваться настроениям толпы и включать в подобных ситуациях своё критическое мышление. Не стоит поддаваться панике, распространяющейся некоторыми СМИ, а можно просто спросить у тех же продавцов, с чем именно связан ажиотаж.
«В марте 2022 года я задала в «Пятёрочке» несколько вопросов кассиру. Спросила, действительно ли заканчивается сахарный песок и гречка, как народ себя ведёт, много ли набирают. Кассир с возмущением рассказала, как один очень благопристойный многодетный отец привёл четверых детей в магазин и они все вместе купили почти 100 килограммов сахара. После серии семейных набегов и «атак» бабушек в магазине были вынуждены ввести ограничения на покупки.В той же «Пятёрочке» на какое-то время пропал с прилавков картофель. Я решила посмотреть, что происходит в соседней «Ленте». В этом магазине овощи и фрукты были представлены как обычно. Значит, сделала я вывод, это не системная ситуация», — привела примеры сотрудница РЭУ имени Плеханова.
Конечно, мы все абсолютно разные, между тем никогда нельзя забывать, что все наши действия в комплексе как раз и влияют на стоимость продукции, а также на раскручивание инфляции, которая бьёт по нашим же кошелькам.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.