Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Почему нельзя высовываться из окна во время движения паровоза

Сегодня будет немного необычный для моего блога формат статьи. Она будет состоять из воспоминаний людей, которым много лет назад повезло поездить на паровозах.

Это реальные истории, настоящие эмоции, это наша прошлая жизнь. Хочу, чтобы мы немного отвлеклись от порой суровой реальности, и окунулись в прошлое, наполненное массивными механизмами, работающими на пару.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Истории, которые вы прочитаете, писали подписчики моего блога в комментариях. Это их воспоминания, часто наполненные теплотой детства.

Начнём с Владимира Минакова:

Пришлось в детстве по Свердловской ж/д поездить на поездах под паровозом. Не могу сказать, какой серии они были, но помню, что, в основном, черные, гораздо реже - зеленые (под копотью и сажей слегка просматривался зеленоватый цвет), помню и барельефы на звездах, и пронзительный гудок, которого иногда пугался. Помню резкие рывки при трогании с места, и такие же резкие остановки. Но главное - сажа на окнах вагонов, на столиках, на занавесках, подушках. К утру на наволочке, ставшей серой, оставался более светлый отпечаток от головы.
Очень радовался, когда в Свердловске паровоз меняли на тепловоз, и далее, на восток, поезд шел под тепловозом более плавно и копоти было несравненно меньше.
Но как красиво в темноте искры из паровозной трубы летели на придорожные ели! Феерия!

Потрясающие воспоминания, я прямо ощутил это на себе. Ему, кстати, ответил Валентин Бородин:

А я мальчишкой, высунувшим в одной из поездок на поезде голову в окно, мигом поймал глазом угольную крошку. Ощущение было, будто мне кол воткнули в глаз. На моё счастье в соседнем купе ехала медсестра. Она, уложив меня на койку, при помощи спички вывернула мне верхнее веко, уголком носового платка удалила соринку, промыла чаем глаз.
Ощущение моё после этого было, будто я заново родился! Потом она показала мне на платке причину моего несчастья, и я был крайне удивлён ничтожной величиной угольной крошки, причинившей мне такие мучения. Больше к открытому окну в ту поездку близко не подходил. Впрочем, только до следующей.

Мы в современном мире даже подумать не можем о том, что высунувшись в окно во время движения поезда можно поймать глазом угольную крошку.

Очень рад, что для Валентина всё закончилось хорошо.

Советский паровоз ИС-20-16 мог разгоняться до 180 км/ч
Советский паровоз ИС-20-16 мог разгоняться до 180 км/ч

Далее у нас идёт воспоминания Владислава П.:

Много ездил на поездах с паровозной тягой. Паровозы пассажирские. Особенно помню подмосковные дачные поезда Октябрьской ж/д (начиная с 48-го года). Водили эти поезда паровозы Су и Сум - особенно нравились паровозы Сум с дымоотбойными щитами.
Остановки от Крюково до Москвы частые. Вагоны еще на винтовой сцепке. Интересно трогание - подбор состава задним ходом с упором вагонов в буфера, затем вперед с пробуксовкой движущих колес паровоза.
Трогали иногда не с первого раза. Так что опасались садиться в первые вагоны состава. Окна вагонов открывались - смотришь на шлейф пара и дыма вдоль состава. Но была опасность попадания паровозной гари в лицо при высовывании. В общем, интересно было.....

Вот ещё один человек, подтверждающий, что высовываться из окна вагона, если состав тянет паровоз, довольно опасно.

-3

Андрей Усаченко рассказал о своих воспоминаниях при езде на самом паровозе. Это довольно интересно, прочитайте:

Могу дополнить ощущениями в самом паровозе. Самое заметное - запах угля и жар от топки. Примерно как рядом с титаном в спальном вагоне. Только печка то на половину будки! Зимой хорошо, только на тендере всё равно холодно. А летом градусов 60, не меньше.
На ходу всё дёргается, качается, звенит. Кажется, что паровоз быстро идёт или бежит бегом, что сейчас всё развалится. На ногах сложно удержаться. Будка в стороны дёргается, а тендер прыгает вверх-вниз. В глаза всё время прилетают крошки от угля. Откуда-то парок с водичкой брызгает.
Если на мазуте, то очень шумно от форсунок, особенно если рядом вагон или стенка. Он реально живой, может вдруг что-то задрожать, какие-то свои процессы происходят. Насос вдруг замрёт, потом быстро пойдёт. Всё время приходится что-то крутить, качать, тянуть, кидать, смазывать, смотреть, доливать, регулировать, чистить. Зато не скучно!
-4

Александр Новак рассказал потрясающую историю про "Лебедянку" (паровоз серии Л), которая помогала отапливать целый район в суровые сибирские зимы:

Эксплуатацию паровозов в качестве подвижного состава на Ж.Д. я не застал - Транссиб вокруг был уже давно электрифицирован, но ...в советском детстве помню, как в суровые сибирские морозы "стабильно" замерзал наш район железнодорожников - старая местная котельная не справлялась.
И тогда на Ж.Д. тупик возле котельной загоняли паровоз серии "Л", подключали его котёл к котельной трубопроводом и "Лебедянка" сутками пыхтела и дымила - "помогала"котельной.
Помню также, что практического смысла в этом было немного - дома всё равно стояли электровозные "козлы"-киловатники в каждой комнате, а вся семья ходила в свитерах-кофтах и шерстяных носках, но дымил и пускал снопы искр в темноте паровоз зачётно! У нас - пацанов было развлечение сходить посмотреть на паровоз!
Потом построили новую котельную, зимой в квартирах наконец стало тепло и "Лебедянка" исчезла... А спустя годы паровоз серии "Л" и с номером "3449" появился на постаменте возле вокзала. Номера того паровоза из детства я, к сожалению, не помню, но хочется думать, что это и есть тот самый "Зимний Лебедь"!

То есть паровозы не только возили грузы и пассажиров, но и помогали отапливать целый районы.

Я слышал про такое краем уха, но думал, что подобное использовалось только на фронте в военное время, а никак не на гражданке.

Выглядело это примерно так. Вот ещё один паровоз, который использовался в качестве котельной.
Выглядело это примерно так. Вот ещё один паровоз, который использовался в качестве котельной.

Максим Николаев рассказал воспоминания своих бабушки и дедушки:

Я паровозов не застал, так как родился в 1982 году. А вот моя бабушка и дедушка работали на железной дороге в те времена, когда паровозы ходили по маршрутам и грузовым и пассажирским.
Дедушка после ВОВ (участник ВОВ) работал начальником станции в общей сложности 10 лет (станции Новопавловка, Ульякан и другие). Это в Забайкалье.
А бабушка работала сигналистом (сейчас это вроде стрелочником называется на железной дороге). Они работали ещё во времена, когда ходили паровозы.

На самом деле, подписчики написали ещё много историй и воспоминаний. Не все вошли в эту статью. Поэтому, дабы не растягивать её до бесконечности, прервусь на этом.

Если хотите, то выложу вторую часть воспоминаний. А вы пока пишите в комментарии свои истории. Самые лучшие включу в статью.

Паровоз V-548 (Ижица-548.) на мелькомбинате им. Цюрюпы в Москве. 1960 г.
Паровоз V-548 (Ижица-548.) на мелькомбинате им. Цюрюпы в Москве. 1960 г.