Как нами манипулируют продавцы в магазине?
Вот конкретный пример манипуляции с психологическим разбором.
Покупатель приходит в магазин за новым смартфоном.
Продавец смотрит на него оценивающим взглядом.
Он показывает Клиенту варианты и говорит: «Вот ещё есть эта новейшая модель телефона. Она имеет много функций и предназначена для деловых людей, и достаточно дорога».
Покупатель: «Пожалуй, я возьму!»
Что здесь произошло с точки зрения психологии?
Мы видим 2 уровня коммуникации: открытый и скрытый.
На открытом уровне продавец всего лишь сказал своё мнение о смартфоне, а покупатель его купил.
А на скрытом уровне Продавец (обращаясь к детской части клиента) говорит покупателю: «Вы, конечно, не слишком много в жизни добились, вы не успешный человек и не можете себе позволить этот телефон».
А Покупатель как бы доказывает другому, что он не прав (Хотя этот телефон ему не по карману).
Произошла манипуляция. Включается наш «социальный мозг», желание соответствовать некоторым стандартам жизни. В результате, Покупатель приобрёл не тот телефон, который планировал. А Продавец тонко сделал своё дело .
В конкретном контексте этот феномен еще связан с явлением, которое в социальной психологии описывается как «догоняющая бедность».
Расскажу пример из жизни, как я стала жертвовать манипуляции. 10 лет назад я решила поменять автомобиль. Я определилась с конкретной моделью с большим набором дополнительного оборудования, но купила другую со скромными функциями, поддавшись на манипуляцию продавца в автосалоне: «Но Вы ведь понимаете, эта машина классом выше».
В итоге, менеджер сделал свой план, а я лишилась множества важных опций в автомобиле.
Если Вы покупаете в магазине не то, что планировали изначально, задайте себе вопрос: «Мне действительно нужна ЭТА вещь? Или я хочу кому-то что-то доказать? Кто сейчас принимает решение: мой внутренний ребёнок или взрослый?»
Работа с психологом позволяет распознавать и противостоять манипуляциям в отношениях в семье, с друзьями, с социумом, а также гибко выстраивать свои личные границы.
Я могу быть Вам полезна в решении различных запросов: самооценка, поиск себя, ситуация трудного выбора, при работе с чувствами (вина, обида, стыд и т.д.), эмоциональное выгорание, страхи и фобии, созависимость, психосоматика, личные границы и другие…
Автор: Емельянова Светлана
Психолог, Специалист по гипнозу
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru