Найти в Дзене

Диалоговые провокации при алалии. Успехи Жени за полгода занятий, от звука до диалога

Повезло мне с Женей. Идёт мальчик чётко по плану. Нужно научиться произносить первые звуки речи? Пожалуйста! На очереди первые слова? Напряглись и получилось. Сделали один шаг и сразу понятно, какой будет следующий. В середине июня 2022 года родители мальчика начали заниматься с ним сами. По программе для детей с сенсомоторной алалией, которая есть на канале. Жене было 2 г. 11 мес. Звуков речи не было, понимание тоже не радовало. Стали механически вызывать звуки. Начали с гласных А, Э, Ы. Папа с мамой сделали красивые тактильные буквы. Папа быстро научился правильно нажимать на подбородок мальчика при вызывании этих гласных. Были слезы, как без них. Это трудная работа! Но буквально через пару дней Женя сам стал закрывать свой нос. Меньше чем через неделю необходимость зажимать носик, чтобы перенаправить речевой выдох через рот, вообще отпала. Мальчик понял, куда идет воздух при попытках сказать звуки. Какие-то буквы Жене особенно полюбились. Сидел, перебирал таблички с буквами.
Оглавление

Повезло мне с Женей. Идёт мальчик чётко по плану. Нужно научиться произносить первые звуки речи? Пожалуйста! На очереди первые слова? Напряглись и получилось. Сделали один шаг и сразу понятно, какой будет следующий.

В середине июня 2022 года родители мальчика начали заниматься с ним сами. По программе для детей с сенсомоторной алалией, которая есть на канале. Жене было 2 г. 11 мес. Звуков речи не было, понимание тоже не радовало. Стали механически вызывать звуки. Начали с гласных А, Э, Ы. Папа с мамой сделали красивые тактильные буквы. Папа быстро научился правильно нажимать на подбородок мальчика при вызывании этих гласных. Были слезы, как без них. Это трудная работа! Но буквально через пару дней Женя сам стал закрывать свой нос. Меньше чем через неделю необходимость зажимать носик, чтобы перенаправить речевой выдох через рот, вообще отпала. Мальчик понял, куда идет воздух при попытках сказать звуки.

Женя быстро научился сам зажимать нос, чтобы произнести звуки.
Женя быстро научился сам зажимать нос, чтобы произнести звуки.

Какие-то буквы Жене особенно полюбились. Сидел, перебирал таблички с буквами.

На этом интересе начали формировать первичный предметный словарь. Название предмета обозначали только первой буквой. Как только удалось связать несколько букв с конкретными предметами, перешли к следующему пункту программы. Стали обозначать 1-й буквой цвет, форму и размер предметов.

Затем пошла работа с открытыми слогами типа "па, по, пу, пы, пэ" . Это было в июле, прошел месяц с начала занятий. Женя уже запомнил практически все буквы алфавита и называл их без механической помощи (большую часть весьма приблизительно). На первом этапе работы главное - это произвольная голосоподача. Лишь бы ребёнок "звучал", а качество подтянется позже.

В конце июля начали учиться говорить о себе "Я". Познакомились с цифрами до пяти. Усложнили программу. Ввели игры на фразы из трёх слов. Приступили к грамматическим заданиям на окончания прилагательных и взяли первые игры с предлогами " На" и "В".

К концу августа ввели упражнения на программирование фразы. Начали читать обратные слоги. Занялись словами ДА-НЕТ. Активно взялись за глагольный словарь.

В начале сентября начали описание животных. В первом рассказе "Собака Буля" Женя повторял за мамой по одной букве из слова, иногда получалось сказать два слога подряд.

Середина сентября была знаковой. Прозвучала первая самостоятельная фраза из двух слов: "Папа, иди." Тут тебе сразу и обращение, и глагол! Нужно двигаться дальше. А значит пошел набор лексики (продукты, животные), плюс слова из лото, в которых учились слышать 1-й звук.

В октябре Женя уже освоил игру "Я ем - Я не ем" по типу съедобное - несъедобное. Лихо раскладывая карточки с картинками в две стопки, он пытался озвучить фразы, помогая себе жестами. Однако из-за особенностей становления слоговой структуры, выпадали практически все гласные. Поэтому слова звучали, как азбука Морзе, отрывисто и абсолютно непонятно.

Весь ноябрь и декабрь пели гласные и открытые слоги. Кроме этого, продолжали трудиться над программой фразы из трех слов, чтением слогов, счетом до пяти. Осваивали окончания прилагательных, много работали с предлогом "На".

Мощный рывок случился в январе. Женя начал сам пересчитывать предметы до пяти, освоил даже обратный счет. Произнес свое первое слово из 3-х слогов - "машина".

В феврале освоил еще один рубеж. Научился произносить без паузы закрытые слоги, а значит стали получаться слова "дом, сом, ком". Как раз одно из этих слов Женя проговаривает на фото.

Написанные на карточках слова помогают в произнесении слов.
Написанные на карточках слова помогают в произнесении слов.

В конце февраля подошли вплотную к диалогу, цель которого исправить нежелательную ситуацию.

Нужен специфический приём речевой провокации для начала собственно разговорной речи. Ведь все ждут именно её. Без диалога здесь никак не обойтись.

Для нас с вами чрезвычайно важны маркеры, по которым можно судить, какой из этапов разговорной речи ребёнок уже освоил. Не будем углубляться в теорию и терминологию. Перечислю этапы, по которым проходит развитие диалогового взаимодействия с ребенком. Для алалии характерно застревание на каждом из этапов. Происходит это из-за того, что дети с системным нарушением речи довольно долго не набирают лексику из речевой среды. Среда начнет обогащать словарный запас ребенка только к 3-му диалоговому уровню.

Этапы развития диалога

Формирование диалогового поведения предшествует речевому общению.

Ребёнок ищет ваш взгляд, поворачивает голову в сторону мамы в момент радости или обиды, берет взрослого за руку, чтобы привлечь внимание к интересному предмету. Всё это признаки того, что появившиеся первые слова сразу будут включаться в диалог, цель которого состоит в обмене эмоциями.

Этап эмоционального взаимодействия при помощи речи.

Эмоциональное речевое взаимодействие - первая диалоговая ступенька. Ребёнок понял, что окружающие крайне положительно реагируют на его слова. Но не любая попытка засчитывается, как диалог. Только ответ словом на обращение взрослого можно отнести к общению. Главное здесь - яркие эмоции. На видео с Таечкой удалось поймать удачный момент именно такого диалога.

Следующий этап выводит ребёнка на диалоговое взаимодействие

Целью диалогового взаимодействия является влияние на ситуацию, на поведение собеседника.

У ребенка уже есть инструмент управления ситуацией. Это крик. Дети мастерски им владеют. Чтобы двигаться дальше и уйти от крика, включаем метод речевой провокации. Иначе ребёнок гарантированно задержится на этапе эмоционального взаимодействия. При моторной алалии у ребёнка есть шансы самостоятельно преодолеть порог перехода на 2-ю диалоговую ступеньку. Сенсомоторная алалия не даёт такой возможности. Ребенок или молчит, или кричит, когда происходит то, что его не устраивает. А в долгосрочной перспективе отсутствие диалогового умения тянет эхолалию. Речевая провокация не единственный способ выхода на 2-ю диалоговую ступень. Мне этот пример нравится своей действенностью. Опишу метод подробно.

Метод речевой провокации

Начинаем с игровых ситуаций. К этому моменту ребенок уже использует в речи слова "да-нет". Для расширения спектра ответов нужна хотя бы пара глаголов. Один из них должен быть протестным, чтобы возразить, а второй побудительным - для исправления ситуации. Глаголы выбираем из доступных по произношению. Для Жени мы взяли глаголы "убери" и "дай". Слово "дай" иногда заменяем словом "надо", его мальчику сказать легче. Достаточно взять три типа игр: на цвет, счёт и с предметными картинками. Можно путать размер и форму предметов. Но особо увлекаться не стоит. Наша задача не углубиться в игровой сюжет, а дать ребенку речевую форму для оспаривания действий собеседника. На видео моя помощница подробно показывает три игры.

Женя очень быстро научился использовать протестный глагол "убери". Буквально за несколько дней. Теперь ему предстоит освоить следующие реплики диалога, которые должны подсказать собеседнику, как можно исправить ситуацию. Со словами "да-нет" и "убери-дай" беседа может растянуться на 6 реплик:

- Так правильно?

- Нет. Убери синюю машину.

- Какую дать?

- Дай красную машину.

- Теперь правильно?

- Да.

Пока я готовила статью, Женя за три дня справился с дополнительной репликой и начал сам говорить, как следует исправить ситуацию. Разобрать сложно, но с моим "переводом" можно услышать: "Убери машину, надо жёлтую." Слово "дай" совсем не получается, так что нашли доступный вариант "надо". Видео такое короткое, но важное! Теперь будем переводить навык в бытовое общение.

Переходим к провокациям в реальных ситуациях. В игре мы показывали мимикой и интонацией, что ошибаемся намеренно. При переносе речевого навыка в обыденную жизнь, наши ошибки должны выглядеть случайными. Путая продукты или одежду, мы очень участливо спрашиваем у ребенка, что сделано не так. В бытовых ситуациях важно соблюдать меру при вызывании ребёнка на диалог. Если вы один раз что-то напутали, это во благо тренингу. А вот больше 2-3 раз в день - это будет перебор! Умело разыгранные спектакли, под названием "Рассеянные родители", приводят к мощному прорыву в диалоговое взаимодействие. Мы показываем ребёнку, что минимальным количеством слов с нами можно договориться!

На видео демонстрация бытовой ситуации за столом.

Следующие два этапа развития диалога только назову. Подробно опишу их, когда Женя подойдёт к этим ступеням общения.

Этап вопросно-ответного взаимодействия.

Он самый длительный из рабочих этапов. Ребёнку нужно накопить огромное количество сведений, информации, чтобы стать "почемучкой". Довольно часто приходится прибегать к методу речевой провокации, чтобы выйти на этап вопросов и ответов в диалоге. Выделена ссылка на следующую статью, которая описывает период "почемучек" в жизни детей. Статьи пишу последовательно, по мере подъёма героев канала на очередную диалоговую ступеньку.

Диалог, как обмен мнениями.

Чтобы перейти к данному этапу, сведения, которые мы долгое время давали ребенку, должны стать глубокими знаниями. Только тогда ребёнок выходит на повествовательную речь. Такой диалог выглядит так: ваша короткая реплика, задающая ребёнку тему, далее - его пространный ответ. То есть ребёнок уже дорос до монолога, чтобы поделиться мыслями. Это в речевой педагогике и называется связной речью, к развитию которой так стремятся специалисты.

Всем успехов в развитии речи!