Найти в Дзене
Илана и Миша

С чего начать инклюзию?

Слово "инклюзия" в наших головах прочно увязано с темой школы или садика. Дальше образования мы почему-то шагаем редко, хотя, по-моему, инклюзия - это (совсем) не про образование. Обсудим?

Этот текст вызревал давно, хотя в моей голове (как и на языке в регулярной болтовне с другими родителями или людьми, далекими от темы "аутизм") понимание слова "инклюзия" всегда описывалось ни школьной партой, ни тьютором и даже ни адаптированной программой обучения. Инклюзия начинается не с пандуса, который городские власти наконец поставили в подземном переходе. Не со светофора со звуковым сигналом, помогающим незрячим людям ориентироваться при переходе проезжей части. И, уж тем более, не с того, что где-то благосклонно позволили организовать ресурсный класс и привести в массовую школу эти "ужасно неудобных" в обучении, неусидчивых, с жуткими проблемами в поведении "особых детей".

Признаться, я вообще тот человек, который убежден: инклюзия - это такая же норма жизни, как назальный спрей при насморке, тонирующий шампунь или стойкая краска при признаках седины. Или телеграм на смартфоне. Нет, Дуров мне не оплатил эти слова, просто я искренне считаю, что его детище - это удобная реалия современной жизни, которая делает ее проще. Польза инклюзии пока не настолько очевидна, но надеюсь к концу этого материала привести достаточно аргументов, чтобы навести вас на мысль, что это вещь хорошая. Как те самые пресловутые сапоги из "Служебного романа". Надо брать.

Суть термина вам известна. "Включение в социум людей, имеющих те или иные особенности развития". Включая физические, ментальные, психические. Я бы еще добавила эмоциональные, чтобы хапнуть целый кворум людей с тонкой душевной организацией. И туда же докинула еще вопросы гендера, этники и многое другое, что по разным причинам сталкивает нас с проблемами социализации. Укрупненно, инклюзия - это принятие всех всеми и процесс взаимной адаптации друг к другу.

И здесь возникает мой любимый тезис. В моей голове инклюзия - это синоним благожелательного, добросердечного и просто человеческого отношения. В идеале, всех ко всем. На этом месте вы можете упрекнуть меня в утопичности идеи: мол, мать, ты загналась, и идею "все люди - братья" обсмеяли давным-давно. Ничего хорошего из нее, мол, не выросло. А я в ответ вам напомню, что с вами сейчас говорит не только мать, но еще и мамзель, увлеченная философией йоги. И согласно ей, мир уже топчется на пороге новой эпохи, когда идеалы принятия, взаимного тепла и сердечности выйдут на первый план. В это можно верить, можно скептически фыркать, но факт остается фактом: вам самим как больше нравится? Жить в социуме, где конкуренция правит бал, и где человек человеку волк, а соседу проще накакать на придверный коврик, чем договориться? Или все-таки делать как-то иначе?

Перед праздниками меня пробило выпустить болтологическое видео о том, что "инклюзия - это не пандус". Кому проще включить в фоновом режиме, добро пожаловать на наш с Мишкой ютюб. Ссылка есть в описании этого канала. Для остальных изложу словами. Я говорила о том, что с ограничениями может столкнуться любой из нас. Внезапно защемило спину от сидения в офисе или свело судорогой ногу, пока вы рассекали на электросамокате от дома до кафе, где вас ждут друзья - и вот вы уже внепланово попали в число тех, кто явно не вписывается в "норму". Пусть на время. Или еще более простой пример: оказавшись в городе незнакомом или даже незнакомом районе своего родного, вы растерялись и - пусть на мгновение! - стали человеком с ограничениями. Вам требуется помощь, чтобы включиться в нормальную жизнь и восстановить способность ориентироваться. Скажете, а смартфон с картой зачем? Окей, предположим, на дворе зима и мороз, как сейчас в обеих столицах, и ваш прекрасный гаджет умер от переохлаждения, сожрав заряд батареи за минуту. И вам все равно понадобится помощь. А для этого требуется два фактора: комфортная и продуманная внешняя среда (в примере с городом - банальные вывески с номерами домов и названиями улиц) и внимание других людей (которые в этом пространстве ориентируются лучше вас). Среду, кстати, тоже создают прошаренные неравнодушные люди, поэтому феномен все равно так или иначе ведет к человеческому фактору.

Всегда ли мы готовы оказать помощь? Да нет, даже в ситуации с городом - не всегда. Не каждый встречный охотно и любезно сориентирует, или проводит, или нарисует маршрут. Не каждый протянет руку, если вы растянулись на гололеде и отшибли себе булочки. Не каждый поможет собрать рассыпавшиеся продукты, когда ваш пакет из "Пятерочки" порвался прямо возле огромной лужи. Снова скажете, что это не пример инклюзивной культуры? А если вдуматься?

Для меня эти примеры - такие же звенья цепочки, которая формирует в обществе инклюзивный подход. Зовите это развитием эмпатии, отзывчивости, добросердечия, придумайте какое-то собственное слово, но суть не изменится: только определенное поведение людей, открытых к тому, чтобы помогать другим, ведет в сторону нормальных и здоровых межчеловеческих взаимоотношений. Именно с них для меня и начинается инклюзия. Можно не лететь, сломя голову, помогать всем подряд инвалидам, не стремиться перевести всех бабушек через все дороги. Можно начать с мелочи: придержать дверь, предложить скидочную карту замешкавшемуся соседу в очереди, подмести лестничную клетку, которую пускай даже замусорил ваш не очень приятный сосед. Даже банально задуматься о том, как будет удобнее другому человеку - это уже шажок в направлении инклюзивной культуры, культуры принятия людей такими, какие они есть. Мне вчера пытался позвонить друг, а я не могла взять трубку, потому что Миша бузил, и в этих условиях говорить по телефону невозможно. Я пишу ему: "Пришли голосовое!" Но нет, друг не любит голосовых, а мог бы сделать так, как удобно в этой ситуации мне, и не ждать моего отклика целые сутки. Обоим хорошо.

И дальше я могла бы долго рассказывать вам о том, что каждый человек по природе своей заслуживает вашего тепла и внимания. По опыту, подлецы заслуживают его больше всего, просто пробиться к ним особенно трудно, да и занятие это неблагодарное. А мы ведь ждем, что после единицы коммуникации с каким-то человеком получим похвалу, одобрение или благодарность... Да, мне тоже порой проще прекратить коммуникацию, чем против воли пытаться поменять мерзкого душнилу. Иногда все-таки даже с ними можно сосуществовать без особого травматизма для своей тонкой душевной организации и без страха "запачкаться". Что касается особо мерзких людей, приведу слова моего духовного учителя. Она сказала: "Недавно была на похоронах человека, который приносил много боли своим близким. Мне его жизнь и поведение были неприятны и даже отвратительны. Но на похоронах я поняла, что пока человек жив - мы видим его личность. Когда умер - прощаемся с его душой. Пробуйте смотреть на людей так, чтобы ваш взгляд миновал личности, сформированные под давлением травм и драм. Смотрите в душу".

Этот прием, так точно сформулированный в словах, я некоторое время назад неосознанно начала применять к людям, которые мне неприятны. Не поверите, как легко прощать - и говорить! - с людьми, сделавшими тебе кучу гадостей, если отключиться от их персоналий и поступков. И даже если это будет единичная коммуникация, всего на мгновение, ты выходишь из нее без оплеванности и унизительности, а спокойно отпуская. "Иди с миром! Спасибо, что был в моей жизни!"

Слишком далеко забралась от инклюзии в дебри? Вовсе нет. Чтобы научиться принимать других людей с их особенностями, нужна большая практика сердечности. Ее стоит развивать, и она начинается с мелочей. Одна подписчица спросила меня, был ли у Миши опыт посещения садика, как вообще строился его путь? И в памяти всплыли вереницы лиц - заведующих садиков, тамошних воспитательниц, психологов, прочих специалистов, - которые смотрели на очень необычного мальчика, "тестировали его". Он, разумеется, все их тесты мигом заваливал. И дальше с натянутой улыбочкой шла одна и та же фраза: "Мы не можем взять вашего мальчика в сад. Научите его усидчивости, научите слушать, понимать наши требования, и тогда приходите!" Стоит ли говорить, что садика в жизни Мишки не было ни дня? И не случилось бы и школы, просто школе чуть сложнее отказать особому ученику, она связана гораздо большими правовыми обязательствами - ну, не имеют они права отказать никому в обучении. А имели бы - подавляющее большинство директоров и завучей с радостью бы отказали ему даже в приеме.

Что было бы "инклюзивно" в данном примере? Пойти навстречу. Хотя бы научить меня "обучать усидчивости", потому что моя личная инициатива - пойти учиться и разобраться, что такое полевое поведение, как обучать фронтальным инструкциям - случилась позже, когда появились такие возможности. В момент, когда происходили эти беседы, я была растерянной мамой очень непростого мальчика без диагноза, которая тыкалась повсюду в поисках помощи. Не заметить это было невозможно, достаточно было на меня взглянуть. Я никогда не орала и не качала права с этими дамами (черт, почему я тогда еще не выучила многочисленные ФЗ и подзаконные акты и не разбрасывалась цитатами в ответ?))) Но будь у них развита опция сердечности, они бы даже через крик гнева услышали крик о помощи.

Я против того, чтобы кто-то доходил до точки, когда о помощи нужно кричать. Утопична ли моя идея, что общество тогда станет полноценным и преуспевающим, когда каждый научится слышать другого? Поживем-увидим. Но для меня именно из сердечного центра начинается феномен инклюзивной культуры. А если верить моему духовному учителю, в будущем только из сердечного центра и будет возможно жить.

На сегодня вышел такой текст. Следом вернусь с более привычной стилистикой, но сегодня - такой момент.

-2