Согласно статье 217 ТК РФ «О системе управления охраной труда» работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Как его создать или пересмотреть по законодательству? Теперь данный документ учитывает потребности вашего предприятия, ведь можно убрать ненужные пункты. Кто должен разработать документ? Нет однозначного ответа на данный вопрос.
Правовая база СУОТ представлена такими документами:
Примерное положение о системе управления охраной труда , утвержденное Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776
Межгосударственный ГОСТ 12.0.230-2007
ГОСТ 12.0.230.1-2015
Прежде чем разработать Положение, нужно учесть специфику предприятия, на котором вы работаете.
Можно использовать предложенную структуру, которая приведена в приказе Минтруда №776н
- Общие положения
Определение СУОТ, цель и задачи СУОТ, нормативные ссылки, на основании которых создано Положение, рекомендую также включить термины, сокращения, формулировки.
- Разработка и внедрение СУОТ
В этот раздел включается политика работодателя в области охраны труда. Как правило, Политика в области охраны туда вводится как отдельный нормативный акт, также его можно включить в локальный нормативный акт, к нему стоит отнестись серьезно, так как на основании данного документа реализуются цели и задачи предприятия.
- Планирование
В данный раздел включены оценка профессиональных рисков, а также план мероприятий и цели работодателя (вынесены отдельно). Меры по снижению уровня профессионального риска и недопущения повышения уровня, а также нужно акцентировать внимание на контроле и пересмотре выявленных рисков. Какие именно мероприятия по охране труда планируется проводить, кто является ответственным лицом за реализацию плана и порядок контроля реализации мероприятий. Можно план мероприятий оформить отдельно и в данном разделе дать отсылку к ЛНА
- Обеспечение функционирования СУОТ
Распределение обязанностей согласно приказа Минтруда №438 (очень важно конкретизировать обязанности, например, руководитель отдела ответственный за выдачу и обеспечение СИЗ)
Направление на обучение, повышение квалификации, все, что касается обучения работников и руководителей
Информирование работников в соответствии с приказом Минтруда №773н от 29 октября 2021 года,
- Функционирование СУОТ
В п.47 Минтруда 776н перечислены 20 основных процессов, в случае отсутствия одного из процессов, можно исключить.
1)специальная оценка условий труда(далее – СОУТ;
На основании какого документа проводится СОУТ, формируется комиссия, проводится регулярная специальная оценка условий труда на рабочих местах, где выявлены вредные и опасные производственные факторы, обеспечение работников гарантиями и компенсациями);
2) оценка профессиональных рисков (далее – ОПР);
(оформляется отдельным документом, прописывается о ее проведении, выявлении опасности, меры по управлению, поддержанию уровня профессионального риска, номер и дата утверждения приказа);
3)проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников
кто разрабатывает список лиц, подлежащих направлению на периодический осмотр; кто выдает направление, каким образом регистрируется выдача направлений; в течение какого времени работник должен пройти медосмотр; ответственность работника за не прохождение медосмотра
4)проведение обучения работников;
Как проводится обучение для работников (если дистанционно, то нужно указать, как проходит обучение) по охране труда, первой помощи, повышение квалификации
5)обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
Кто подает заявку на приобретение СИЗ, выдача, регистрация, номер и дата приказа об утверждении норм выдачи средств индивидуальной защиты
6)обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
Какие мероприятия проводятся (например, осенне-весенние осмотры), кто ответственный, кто входит в комиссию, каким документом оформляется
7)обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
Кто ответственный за составление плана капитального ремонта оборудование, технических осмотров, информация по обеспечению надежной работы оборудования, требования к оборудованию для исключения аварийных ситуаций, травматизма
8)обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
Можно указать, каким образом организация справляется с выбросами в окружающую среду
9)обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов;
Кто отвечает за ремонт и обслуживание инструмента, периодичность осмотра и испытаний, правильное применение СИЗ при работе с инструментом, порядок информирования работников о правильном применении инструментов в рамках безопасности
10)обеспечение безопасности работников при применении сырья и материалов;
Во время работы работник должен действовать согласно инструкций по эксплуатации оборудования, инструментов и приспособлений.
Работники должны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.
11)обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
Правила организации подрядных работ (согласно приказа Минтруда России от 22.09.2021 N656н)
12)санитарно-бытовое обеспечение работников;
Ст. 214 ТК РФ Если есть комната приема пищи, то необходимо обозначить количество работников, квадратуру, потому что на одного посетителя рекомендуется выделять не менее 12 квадратных метров (п.5.52 СП 44.13330.2011). производится обеспечение мыло в туалетах и душевых для удаления легкосмываемых загрязнений при помощи дозирующих устройств в соответствии с приказом Минздравсоцразвития №1122н. Также в данный раздел нужно включить информацию о том, что работодатель укомплектовал свою организацию аптечками (приказ Минздрава № 1331н) с указанием, в каких именно подразделениях, кабинетах, цехах располагаются аптечки, кто является ответственным за контроль сохранности и срока годности медицинских изделий.
Если в организации предусмотрен медицинский пункт, необходимо включить информацию об оснащении и местонахождении в организации в данный раздел (п.5.27 СП 44.13330.2011).
13)выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов;
Возможно положение о выдаче молока разработано отдельно, в этом случае указывается номер и дата Положения
14)обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;
15)обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
16)обеспечение социального страхования работников;
17)взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
Кто и когда может проверять вашу организацию, каким образом происходит взаимодействие, права и обязанности
18)реагирование на аварийные ситуации;
Возможные аварийные ситуации, действия в случае пожара, взрыва, разливов, внешних угроз, массовых беспорядков, номера телефонов для информирования. Как работники должны быть обучены порядку действий при возникновении аварийных ситуаций
19)реагирование на несчастные случаи;
Микроповреждения, микротравмы с описанием реагирования при НС, информирование работодателя, непосредственного руководителя
20)реагирование на профессиональные заболевания
Каким образом проходит расследование проф. Заболевания, на основании какого нормативного акта.
- Оценка результатов деятельности
Включены разные виды контроля, учитывая специфику предприятия
- Улучшение функционирования СУОТ
К улучшениям можно отнести те мероприятия, которые могут снизить рис получение травмы, например, покупка более качественных СИЗ, либо иная планировка помещения для более безопасной работы.
Приложения
Номера телефонов, которые используются при информировании в случае аварии, несчастного случая
Образцы документов, которые используются в организации