К современному педагогу предъявляется множество требований, которые диктуются быстро меняющейся действительностью. И на самом деле понятие, вкладываемое в слово «преподаватель», существенно изменилось за последние пару десятков лет. И как иначе: время не стоит на месте, и педагоги должны меняться, чтобы соответствовать реальным запросам, предъявляемым к ним современным обществом. Давайте разберемся, какими же качествами должен обладать учитель.
Что такое педагогические компетенции
Профессиональные компетенции педагога начинают формироваться еще во время получения им высшего образования. На государственном уровне они отражены в стандартах ФГОС. Всего их насчитывается более 40, но если не перечислять их все, а обобщить, то можно сделать вывод, что компетенция педагога – это:
- профессиональные навыки, отражающие уровень владения профессией;
- личностные качества преподавателя, от которых он отталкивается при решении различных образовательных и психологических моментов;
- способность быстро адаптироваться к чему-то новому, владеть информационными технологиями.
В специальной литературе существует разделение педагогических умений на так называемые hard skills – все, что связно с методикой преподавания, способностью доступно и понятно донести свой предмет, и на soft skills – личностные компетенции. Сюда входит мотивация, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, наличие критического мышления, способность к коммуникации, кооперации и креативности. То есть компетенции педагога – это тесное переплетение глубокого знания предмета, способности раскрыть его суть и мастерства преподавателя как воспитателя, организатора, умело курирующего учебный процесс во всех его многогранных появлениях.
Топ важнейших компетенций педагога
На какие компетенции педагога стоит обращать внимание в первую очередь? Кроме фундаментальной характеристики, такой как превосходное знание предмета, есть еще много других, не менее важных. Перечислим основные из них.
Организованность
Это и способность преподносить информацию структурно, и умение укладываться в определенные временные рамки, так как учебная программа расписана по часам, так и многое другое. Здесь пригодятся навыки тайм-менеджмента и умение следовать определенному плану. В идеале педагог прекрасно должен представлять, сколько минут ему понадобится на каждый из этапов занятия: на постановку проблемы, разбор материалов, объяснение, рефлексию, обратную связь, проверку знаний. Грамотный преподаватель умеет организовывать и внеурочную деятельность детей. Также эти навыки прививаются обучающимся, так как перед их глазами всегда есть пример грамотной организации работы.
Цифровая грамотность
Без этой компетенции представить современного педагога просто невозможно. Сейчас технологии настолько крепко вошли в нашу жизнь, что отказаться от их использования в организации учебного процесса просто невозможно. Поэтому современный педагог должен быть на «ты» с компьютером, ноутбуком, интерактивной доской в классе. Для него не должно составлять труда найти нужную информацию в интернете, создать красочную презентацию, быть участником или инициатором видеоконференций.
Этика и эмпатия
Профессиональная педагогическая этика, основанная на уважении к любому ученику или родителю, следование определенным нравственным идеалам, соблюдение высокой культуры общения – неотъемлемые черты хорошего педагога. Учитель должен уметь сопереживать своим подопечным, знать их потребности, уметь правильно подбирать методы воздействия, которые разнятся в зависимости от возраста ученика. Настоящий педагог виртуозно владеет мастерством соблюдения этических норм и способен понять проблемы и переживания своих подопечных. Умение признавать собственные ошибки и правильная поддержка учеников и их родителей также являются частью этой компетенции.
Коммуникативность
Умение налаживать контакт с аудиторией, отдельными учениками и с каждым отдельно взятым родителем также является важной компетенцией педагога. Доброжелательность, нацеленность на собеседника, создание дружелюбной атмосферы понимания – так много от этого зависит в учебном и воспитательном процессе.
Саморазвитие
Нельзя представить современного педагога без стремления к саморазвитию, которое сопровождает его всю профессиональную деятельность. Однако, кроме чтения педагогической литературы, постоянного поиска новой информации и членства в профессиональных сообществах, жизнь педагога также может дополняться следующими активностями:
- участием в семинарах, конкурсах, конференциях, симпозиумах;
- прохождением курсов по повышению квалификации;
- обменом опытом с коллегами, посещением их уроков, проведением открытых занятий;
- подготовкой статей, публикаций, научных работ.
Педагог вправе сочетать несколько путей для самосовершенствования, но главное – это его личная заинтересованность в развитии, от которой и зависит успех. Частная школа «НИКА» – то образовательное учреждение, где каждый из педагогов обладает всеми необходимыми компетенциями. Если вам интересны подобные статьи, подписывайтесь на наш канал или переходите на сайт и читайте новости, касающиеся событий, происходящих в педагогической сфере.