Как знают мои читатели, я вижу свою миссию в том, чтобы рассказывать взрослым, как именно они несут ответственность за безопасную эмоциональную среду в школе, что именно они обязаны остановить травлю, не дать конфликту или непопулярности перейти в травлю, профилактировать травлю, лечить заражённый травлей детский коллектив. Вместе с тем, есть ещё одна сторона профилактики травли, связанная с прокачкой наших собственных детей, которая может помочь жертве не стать жертвой. Сразу сделаю оговорку, что, если ребёнка при этом окружают безразличные, безответственные взрослые, это может не сработать, однако ребёнка своего к возможной агрессии готовить надо. Не в смысле пугать, что придёт серенький волчок и укусит за бочок, и вообще школа — это страшно. А в смысле снижения уровня уязвимости.
Я уже писала не раз о том, что в каждом ребёнке важно развивать компетенции 4 К или так называемые мягкие навыки, как минимум кооперацию, коммуникацию, критическое мышление. Но сейчас я выношу это из статьи. Фокус этой публикации на другой важной компетенции, а точнее, установке. Она называется мышление роста или гибкое сознание.
Я довольно часто пишу о мышлении роста. Так вот, представляете, формирование мышления роста тоже помогает создать некую уязвимость от травли (снова оговорка, именно «некую», потому что в диком коллективе, при полном невмешательстве взрослых быть полностью неуязвимым невозможно).
Для тех, кто со мной на канале недавно или впервые, о том, что такое мышление роста у меня можно прочитать тут и тут и очень много в ТГ-канале по хэштэгу #мышлениероста. В двух словах, ребёнок с мышлением роста (гибким сознанием) живёт с пониманием, что человек может меняться, развиваться в течение жизни, способности можно развивать, знания можно преумножать, установки можно менять. Человек с ориентацией на данность (фиксированным сознанием) считает, что всё предопределено, что мы рождаемся и живём с заданным уровнем интеллекта, что разные штампы (пол, раса, рост и тд) также предопределяют нашу способность к изменениям и к обучению. На протяжении 30 лет эту тему исследует Кэрол Дуэк, об этом написана её книга «Гибкое сознание». И сейчас я приведу выводы, к которым пришла Дуэк в ходе своих исследований.
Кэрол Дуэк называет травлю вынесением приговора, «определяющего, кто тут главный, кто имеет больший вес. Сильные дети выносят приговор слабым. Они решают, что те — менее ценные человеческие существа, и начинают ежедневно тыкать их носом в этот „факт“. Именно так появляются агрессоры».
По мнению Дэук, это дети с установкой на данность, так как для них люди делятся на две категории — те, кто выше, и те, кто ниже. А сами они решают, кто в какой категории будет.
Также Дэук считает, что жертвами травли зачастую становятся дети, подвластные установке на данность. Ведь многое зависит от первой реакции на агрессию. Когда ребёнок чувствует себя отверженным, оскорблённым, может возникнуть желание ответить обидой на обиду. Кэрол Дэук проводила исследования, в ходе которых давала совершенно обычным детям, незамеченным в агрессии, но ориентированным на данность, разные ситуации, и будучи отвергнутыми, они начинали рисовать в своём воображении жуткие картины мести. Например, восьмиклассникам выдавался сценарий травли, и они должны были это ярко себе представить:
«Начался новый учебный год, и вроде всё идёт нормально. Но внезапно несколько пользующихся авторитетом учеников начинают вас дразнить и обзывать. Поначалу вы не обращаете на это внимания — всякое бывает. Но травля продолжается. Каждый день они ходят за вами по пятам, подкалывают, издеваются над тем, как вы одеты, как вы выглядите, говорят, что вы лузер. И всё это во всеуслышание. Каждый день».
Дальше учеников просили описать их мысли и возможные действия. Чётко выделилось два типа учеников.
Ученики с установкой на данность восприняли происходящее, как личную проблему. «Я бы подумал, что я ничтожество и никому не нравлюсь», «Я дурак, белая ворона и неудачник». Они выразили желание отомстить: «Моей главное целью станет отмщение». Дуэк приводит в пример двух стрелков «Колумбайна», Эрика Харриса и Дилана Клиболда, которые после долгих лет травли так и поступили.
Ученики с мышлением роста были менее склонны рассматривать травлю, как реакцию на их личные качества. «Я бы решил, что они меня донимают потому, что у них, наверное, есть какие-то проблемы дома или в школе». «Им надо делом каким-то заняться, а не получать удовольствие от того, что они портят жизнь другим людям». Что касается действий, то эти дети планировали как-то перевоспитать агрессоров. «Я бы попробовал с ними поговорить. Спросил бы их, почему они так себя ведут» или «Встретился бы с зачинщиком с глазу на глаз и обсудил бы проблему». Сомнительно, что они бы добились успеха и кого-то перевоспитали, но в любом случае, это более конструктивный план, чем ответное насилие, так считает Кэрол Дуэк.
Брукс Брауни также, как Эрик Харрис и Дилан Клиболд, подвергался травле с третьего класса. Он натерпелся всякого, но не горел желанием отомстить. По его собственным словам, «люди способны меняться». Сейчас Брукс ведёт социальные проекты, привлекающие внимание к проблемам травли и постоянно призывает жертв травли «отказаться от своих фантазий о жестокой мести». Он говорит: «Настоящий ответ агрессорам — это использовать свои мозги, чтобы сделать жизнь лучше».
При этом Кэрол Дуэк добавляет, что даже ребёнок, у которого, благодаря семье, есть установка на рост, может сформировать установку на данность, если травля происходит долго, а взрослые вокруг не вмешиваются. Долгие издевательства в конечном счёте всё равно приводят к травме.
Итак, что советует делать Кэрол Дуэк?
1. В любом случае именно взрослым вмешиваться в случае зарождающейся травли, не оставлять без внимания непопулярность и конфликты. Это аксиома. Без этого все пункты ниже, согласно Дуэк, не имеют смысла.
2. Самим родителям и учителям, являющимся моделью для детей, разобраться в своих установках. Какое у вас сознание? Гибкое или фиксированное? Что вы чувствуете, когда вас отвергают? Вспомните самый яркий случай отвержения в своей жизни. Какие были ощущения? Вы ушли в обиду? Хотелось мстить? Вы почувствовали себя никчёмным? Или смогли простить того человека? Посчитали это опытом и пошли дальше?
3. Моделировать мышление роста (или гибкое сознание), чтобы дети, глядя на вас, учились этому. Убрать из своей лексики фразы, соответствующие фиксированному сознанию: «У неё куриные мозги и всегда так было», «Ты гуманитарий, математика не твоё», «Она же женщина, конечно, она не справится», «Ты прирождённый Пикассо!», «Мне вечно не везёт», «Тебе не хватает ума для этого», «Молодец! Ты такой умный! Ты так быстро всё решил!» и так далее. Вы, кстати, понимаете, что не так с этими фразами, почему всё это примеры неправильной, неэффективной обратной связи?
4. Прицельно формировать мышление роста у детей, верно подбирая для этого фразы, которыми мы даём детям обратную связь, комментируем их поступки, действия. Дуэк приводит пример учителя, который разработал свою антибуллинговую программу в школе. Он взял за основу известную программу Ольвеуса, но доработал её, используя исследования Дуэк. Он встроил в программу конкретные фразы, рекомендуемые Дуэк на разные случаи жизни (похвала, критика и т. д.) Вот, что учитель написал Дуэк: «Ваше исследование в корне изменило мои методы работы с учениками. Я уже вижу положитильные результаты того, что я сам начал по-другому говорить с молодыми людьми и давать иные формулировки, комментируя их действия. В следующем году вся наша школа приступит к реализации этой инициативы».
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.