Найти тему
Head Kitchen

«Доешь суп — пойдешь гулять»

Формирование пищевых паттернов поведения у детей.

Проблема питания детей сегодня стоит крайне остро. С каждым годом увеличивается количество детей с ожирением, растёт количество случаев расстройств пищевого поведения. Последнее скорее всего связано с увеличением числа обращений к специалистам, в связи с большей информированностью.

На формирование пищевого поведения ребенка влияет огромное количество факторов, и контролировать каждый из них просто невозможно! Но в наших силах помочь ребенку сформировать здоровое отношение к еде. Ниже я привела несколько рекомендаций, которые помогут избежать тех ошибок, которые часто совершали с нами родители.

  1. Позвольте ребенку не есть тогда, когда он не хочет.

Заставляя ребенка есть "через не могу", мы просто глушим сигналы его собственного тела. Вырастая, такой человек часто переедает, просто потому что не умеет отличить, когда голоден, а когда нет. Он ест не потому что хочет, а потому что надо.

Да, бывают ситуации, когда необходимо ехать куда-то далеко, где не будет возможности нормально покушать, но даже в этой ситуации можно взять еду с собой (положить в термоконтейнер или собрать здоровый перекус) и предложить ребенку, когда он проголодается. Бояться того, что ребенок некоторое время будет испытывать чувство голода - не стоит, если это происходит не часто.

2. Не поощряйте и не наказывайте ребенка едой.

Еда — это в первую очередь источник питательных веществ для нашего организма, а уже потом способ сближения и источник удовольствия.

Каждый раз, когда мы "награждаем" ребенка едой, приговаривая "Молодец, держи конфету", мы закладываем определенную систему вознаграждения.

Во время таких поощрений мы часто делим еду на ту, которую надо "заслужить" и на более доступную. При том, что более доступная - на самом деле полезная, а заслужить надо вредную. То есть мы сами поощряем ребенка к употреблению большого количества вредной пищи. Хотя, по логике, должны делать наоборот. Так или иначе, ребенок вырастает, а модель вознаграждения вредной едой остается.

Вместо этого придумайте другой способ поощрить ребенка.

Например: "О, ты помыл посуду? Здорово! Теперь у меня есть лишние 20 минут. Поиграем?" Совместное времяпрепровождение с ребенком будет куда более приятней и полезней шоколадки.

3. Не связывайте внешний вид ребенка с едой. Не шутите насчет его телосложения.

У нас у всех разная комплекция. Кто-то "плотненький", кто-то — нет. Любые наши неосторожные и с виду безобидные фразы и комментарии типа "Ты мой миленький пухляш" способны дать толчок к формированию сильнейшего комплекса неполноценности и развитию РПП.

Вместо этого рассказывайте ребенку о том, как еда влияет на наш организм, о пользе/вреде той или иной пищи. Дети любят узнавать новое и всегда прислушиваются к нам - взрослым. Главное - уметь говорить с ними на одном языке.

4. Перестаньте утешать едой.

В те моменты, когда ваш ребенок испытывает негативные эмоции (грусть, злость, ненависть, отчаяние) не суйте ему очередную порцию вкусняшек со словами "Не плачь, детка. Вот тебе конфетка."

Так мы учим ребенка "глушить" свои эмоции. И в результате взрослый человек, которого часто успокаивали едой, не может даже понять какую эмоцию он испытывает, а автоматически открывает холодильник.

Вместо очередной конфетки помогите ребенку осознать, что он чувствует. Попробуйте вместе назвать эмоцию словом и дать ей выход. Пусть плачет, кричит, бьет подушку. Просто будьте с ним рядом, обнимите и предложите помощь.

Соблюдение здоровых моделей воспитания это лишь один аспект в формировании пищевого поведения. Существует еще большое количество факторов, влияющих на развитие тех или иных привычек, касающихся приема пищи. Про один из них (генетический) я рассказала в статье «У меня генетика такая.»

Читайте, комментируйте, ставьте лайки