Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Ловушки и иллюзии в личной терапии психолога-психотерапевта: эффект наблюдателя

Хоторнский эффект и эксперимент считается одним из самых обсуждаемых в области практической психологии.

Свое название эффект получил в честь города Хоторн рядом с Чикаго, где в начале 20-х годов прошлого века на фабрике Western Electric проводился эксперимент по изучению причин, влияющих на производительность труда.

Суть его в том, что когда кто-то наблюдает за деятельностью человека или группой лиц, тогда результативность и эффективность возрастают, а при отсутствии наблюдения показатели возвращаются к прежним или снижаются.

Именно этим характеризуется хоторнский эффект или, в более широком понимании, эффект наблюдателя.

Какое отношение имеет эффект наблюдателя к пси-практике и профессиональному потенциалу специалиста?

Как минимум, можно выделить два следствия:
- клиенты-пациенты в зависимости от стиля взаимодействия со специалистом стремятся соответствовать ожиданиям оного или врут;
- специалист старается «угодить» клиенту-пациенту или продуцирует свою версию проблемы и способа ее решения.

В первом случае мне видится два решения:
1. Установить доверительные отношения с клиентом-пациентом. Доверие – путь
к сердцу.
2. Установить устойчивый раппорт (тесный и гармоничный контакт сознание-тело)
с клиентом-пациентом.

Напомню, что можно выделить три вида раппорта:
- раппорт с проблемой клиента-пациента: если вы не работаете с запросом или
не имеете опыта, то раппорт составит проблему;
- раппорт с клиентом: конгруэнтное присоединение к «карте мира» или «карте проблемы» клиента-пациента позволит установить взаимопонимание и активировать «интуитивное понимание»;
- раппорт с собой: если специалист «не дружит» с собой и не уверен в своем профессиональном потенциале, то результаты и эффекты консультационного
или психотерапевтического процесса могут быть неочевидны.

Для установления раппорта с собой можно выполнить простое упражнение
на интеграцию или балансировку «частей» профессионального потенциала.

Например, в качестве ключевых характеристик установления раппорта вы выбрали: любопытство, дружелюбие и сенсорную чувствительность.

Шаг 1. Разложите на полу подписанные листы: любопытство, дружелюбие, сенсорная чувствительность. В данном случае листы на полу следует разложить в форме равнобедренного треугольника, т.к. три характеристики.

Шаг 2. Встаньте на первый лист бумаги (например, любопытство) и активируйте состояние любопытства из своего опыта. Чем ближе к профессиональному контексту, тем лучше. Побудьте в этом состоянии около одной минуты (в дальнейшем желательно сохранять одинаковое время нахождения в состоянии).

Шаг 3. Повторите шаг 2 со второй и третьей характеристикой предполагаемого раппорта.

Шаг 4. После прохождения всех листов зайдите в центр треугольника и интегрируйте все три состояния. Можно стоять в центре до возникновения ощущения цельности
и целостности.

Шаг 5. Оцените результат:
- Если интегральное состояние удовлетворяет, то его желательно заякорить (если умеете) или запомнить любым способом.
- Если интегральное состояние не удовлетворяет, то выйдите за пределы треугольника
и оцените в процентах присутствия каждой характеристики. При необходимости измените диссоциированно (как бы со стороны) процентное соотношение. Можно путем перераспределения «акций». Затем войдите в центр и оцените вновь. Продолжайте
до наступления ощущения цельности и целостности.

Во втором случае, когда специалист «подстраивается» под ожидания клиента-пациента или свою безосновательно принятую гипотезу решения проблемы, следует учитывать, что:
- не поддаваться этому когнитивному искажению практически невозможно;
- эффект плацебо в данном случае может стать важной составляющей достижения желаемого результата, поэтому вера специалиста в себя, свой инструмент, клиента-пациента и неизбежность получения результата, существенно облегчает процесс достижения желаемого;
- желательно предлагать клиенту-пациенту одну гипотезу (тактическую), а в консуль-тационном или психотерапевтическом процессе реализовывать другую – стратегическую;
- поддерживать контроль над динамикой изменений клиента-пациента через систему «домашних заданий».

Возможно, что вы найдете иные варианты преодоления эффекта наблюдателя…

Что делать и как быть, когда не замечается эффект или не получается изменить поведения клиента или свое?

Осознайте наличие эффекта наблюдателя в пси-практике.

Примите решение изменить ситуацию и пройдите обучающую личную терапию.

Здесь решение https://www.b17.ru/trainings/personal_terapy_marketing_kamyshev/

Автор: Камышев Константин Анатольевич
Психолог, Онлайн и офлайн

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru