Найти тему
Пишу, как живу

Творчество - это процесс, а не событие

Оглавление

В 1666 году один из самых влиятельных ученых в истории прогуливался по саду, когда его осенила вспышка творческого вдохновения, которая изменила мир.

Стоя в тени яблони, сэр Исаак Ньютон увидел, как на землю упало яблоко. “Почему это яблоко всегда должно опускаться перпендикулярно земле”, - удивился Ньютон. “Почему оно не должно двигаться вбок или вверх, а постоянно к центру земли? Конечно, причина в том, что земля притягивает его. В материи должна быть притягательная сила”.

И так родилась концепция гравитации.

История о падающем яблоке стала одним из ярких и знаковых примеров творческого момента. Это символ вдохновенного гения, который наполняет ваш мозг в те “моменты лампочки”, когда условия для творчества в самый раз.

Однако большинство людей забывают, что Ньютон работал над своими идеями о гравитации почти двадцать лет, пока в 1687 году не опубликовал свою новаторскую книгу "Принципы: математические принципы естественной философии". Падающее яблоко было лишь началом цепочки мыслей, которая продолжалась десятилетиями.

Знаменитая страница, описывающая инцидент с яблоком Ньютона в "Мемуарах о жизни сэра Исаака Ньютона" Уильяма Стакли.
Знаменитая страница, описывающая инцидент с яблоком Ньютона в "Мемуарах о жизни сэра Исаака Ньютона" Уильяма Стакли.

Ньютон не единственный, кто годами ломал голову над замечательной идеей. Творческое мышление - это процесс для всех нас. В этой статье я поделюсь знаниями о творческом мышлении, расскажу, какие условия стимулируют творчество, а какие препятствуют ему, и предложу практические советы, как стать более креативным.

Творческое мышление: судьба или развитие?

Творческое мышление требует, чтобы наш мозг устанавливал связи между, казалось бы, несвязанными идеями. Является ли это навыком, с которым мы рождаемся, или навыком, который мы развиваем с помощью практики? Давайте посмотрим на результаты исследований, чтобы найти ответ.

В 1960-х годах исследователь творческих способностей по имени Джордж Ленд провел исследование среди 1600 пятилетних детей, и 98 процентов детей получили оценку “очень творческие”. Доктор Ленд повторно тестировал каждого испытуемого с интервалом в пять лет. Когда тем же детям было 10 лет, только 30 процентов набрали высокие баллы в творческом диапазоне. К 15 годам это число сократилось до 12 процентов, а к 25 годам - всего до 2 процентов. По мере того как дети становились взрослыми, они эффективно воспитывали в них творческие способности. По словам доктора Лэнда, “нетворческому поведению учатся”.

Аналогичные тенденции были обнаружены и другими исследователями. Например, одно исследование, в котором приняли участие 272 599 студентов, показало, что, хотя показатели IQ выросли с 1990 года, показатели творческого мышления снизились.

Это не значит, что творчеству учатся на 100 процентов. Генетика действительно играет свою роль. По словам профессора психологии Барбары Керр, “примерно 22 процента различий [в креативности] связано с влиянием генов”. Это открытие было сделано путем изучения различий в творческом мышлении между группами близнецов.

Все это говорит о том, что утверждение “я просто не творческий тип” - довольно слабое оправдание для того, чтобы избегать творческого мышления. Конечно, некоторые люди настроены быть более креативными, чем другие. Однако почти каждый человек рождается с определенным уровнем творческих способностей, и большинство наших способностей к творческому мышлению поддаются обучению.

Теперь, когда мы знаем, что креативность — это навык, который можно улучшить, давайте поговорим о том, почему и как практика и обучение влияют на ваш творческий результат.

Интеллект и творческое мышление

Что нужно, чтобы раскрыть свой творческий потенциал?

Принадлежность к 1 проценту лучших по интеллекту никак не связана с фантастическим творчеством. Вместо этого вам просто нужно быть умным (не гением), а затем усердно работать, целенаправленно тренироваться и делать повторения.

До тех пор, пока вы достигаете определенного уровня интеллекта, блестящая творческая работа находится в пределах вашей досягаемости. По словам исследователей в 2013 году, “мы получили доказательства того, что после достижения порога интеллекта личностные факторы становятся более прогностическими для творчества”.

Установка на рост

Что именно представляют собой эти “личностные факторы”, на которые ссылаются исследователи, когда речь заходит о стимулировании вашего творческого мышления?

Один из самых важных компонентов - это то, как вы оцениваете свои таланты внутренне. Более конкретно, ваши творческие навыки во многом определяются тем, подходите ли вы к творческому процессу с фиксированным мышлением или с мышлением роста.

Различия между этими двумя установками подробно описаны в фантастической книге Кэрол Двек "Мышление: новая психология успеха" (аудиокнига).

Основная идея заключается в том, что, когда мы используем фиксированное мышление, мы подходим к задачам так, как если бы наши таланты и способности были фиксированными и неизменными. Однако, стремясь к росту, мы считаем, что наши способности можно улучшить с помощью усилий и практики. Интересно, что мы можем легко подтолкнуть себя в том или ином направлении, основываясь на том, как мы говорим о наших усилиях и хвалим их.

Вот краткое изложение слов Двека:

“Все движение за самоуважение ошибочно учило нас, что восхваление интеллекта, таланта, способностей будет способствовать уверенности в себе, самоуважению, и за этим последует все великое. Но мы обнаружили, что это имеет неприятные последствия. Люди, которых хвалят за талант, теперь беспокоятся о том, чтобы сделать следующее, взяться за трудную задачу и не выглядеть талантливыми, запятнав свою репутацию блестящими. Поэтому вместо этого они будут придерживаться своей зоны комфорта и будут по-настоящему защищаться, когда столкнутся с неудачами. Итак, что мы должны хвалить? Усилия, стратегии, упорство и настойчивость, выдержка, которую демонстрируют люди, стойкость, которую они проявляют перед лицом препятствий, способность приходить в норму, когда что-то идет не так, и знать, что делать дальше. Поэтому я думаю, что огромная часть продвижения мышления роста на рабочем месте заключается в том, чтобы донести эти ценности процесса, дать обратную связь, вознаградить людей, участвующих в процессе, а не только за успешный результат ”.— Кэрол Двек.

Смущение и творчество

Как мы можем применить установку на рост к творчеству на практике? По моему опыту, это сводится к одному: готовности выглядеть плохо, когда занимаешься какой-то деятельностью.

Как говорит Двек, установка на рост больше ориентирована на процесс, чем на результат. Это легко принять в теории, но очень трудно придерживаться на практике. Большинство людей не хотят иметь дело с сопутствующим смущением или стыдом, которые часто требуются для изучения нового навыка.

Список ошибок, от которых вы никогда не сможете оправиться, очень короток. Я думаю, что большинство из нас осознает это на каком-то уровне. Мы знаем, что наша жизнь не будет разрушена, если книга, которую мы пишем, не будет продаваться, или если нам откажет потенциальный кавалер, или если мы забудем чье-то имя, когда будем знакомить его. Нас не обязательно беспокоит то, что происходит после события. Именно возможность выглядеть глупо, чувствовать себя униженным или столкнуться со смущением на этом пути мешает нам вообще начать.

Чтобы полностью принять установку на рост и повысить свой творческий потенциал, вы должны быть готовы действовать перед лицом этих чувств, которые так часто сдерживают нас.

Как быть более креативным

Предполагая, что вы готовы проделать тяжелую работу по преодолению своих внутренних страхов и преодолению неудач, вот несколько практических стратегий для того, чтобы стать более творческими.

Сдерживайте себя. Тщательно разработанные ограничения - один из ваших лучших инструментов для стимулирования творческого мышления. Доктор Сьюз написал свою самую знаменитую книгу, когда ограничился 50 словами. Футболисты развивают более сложные навыки, когда играют на меньшем поле. Дизайнеры могут использовать холст размером 3 на 5 дюймов для создания более качественных крупномасштабных дизайнов. Чем больше мы ограничиваем себя, тем более изобретательными мы становимся.

Пишите больше. В течение почти трех лет я публиковала новую статью как минимум каждый понедельник и каждую пятницу. Чем дольше я придерживалась этого графика, тем больше понимала, что мне нужно написать около дюжины средних идей, прежде чем я найду блестящую. Создавая объем работы, я создала большую площадь поверхности, чтобы во мне вспыхнула творческая искра.

Не заинтересованы в том, чтобы поделиться своими работами публично? Программа Джулии Кэмерон "Утренние страницы" - это фантастический способ использовать письмо для повышения вашего творческого потенциала, даже если вы не собираетесь писать для других.

Расширяйте свои знания. Одна из моих самых успешных творческих стратегий - заставить себя писать о, казалось бы, несопоставимых темах и идеях. По словам психолога Роберта Эпштейна, “Вы добьетесь большего успеха в психологии и жизни, если расширите свои знания”.

Поспи подольше. В своей статье о том, как важно высыпаться, я поделилась исследованием, проведенным в Университете Пенсильвании, которое показало невероятное влияние сна на умственную работоспособность. Основной вывод был таков: недосыпание накапливается, и если вы спите по 6 часов в сутки в течение двух недель подряд, ваша умственная и физическая работоспособность снижается до того же уровня, как если бы вы бодрствовали 48 часов подряд. Как и все когнитивные функции, творческое мышление значительно ухудшается из-за недосыпания.

Наслаждайтесь солнцем и природой. В одном исследовании 56 туристов были протестированы с различными вопросами о творческом мышлении до и после 4-дневной туристической поездки. Исследователи обнаружили, что к концу поездки бэкпекеры* увеличили свою креативность на 50 процентов. Это исследование подтверждает результаты других исследований, которые показывают, что проведение времени на природе и увеличение воздействия солнечного света может привести к более высокому уровню творчества.

*Если загуглить “бэкпекинг”, то вы увидите, что слово произошло от английского “backpack” — рюкзак. Фактически, человек, который путешествует налегке во всех смыслах этого слова — бэкпекер. Он планирует поездку и перемещается самостоятельно, пользуется общественным транспортом, часто арендует недорогое жилье. У такого путешественника все, что ему нужно — в рюкзаке за спиной.

Мыслите позитивно. Позитивное мышление может привести к значительному улучшению творческого мышления. Почему? Исследования позитивной психологии показали, что мы склонны мыслить более широко, когда счастливы. Эта концепция, известная как теория расширения и построения, облегчает нам создание творческих связей между идеями. И наоборот, печаль и депрессия, по-видимому, приводят к более ограничительному и ограниченному мышлению.

Придерживайтесь расписания. Честная правда заключается в том, что творчество - это просто тяжелая работа. Единственное, что вы можете сделать, - это выбрать темп, который вы можете поддерживать, и отправлять контент на постоянной основе. Зафиксируйте процесс и создавайте по расписанию. Единственный способ, которым творчество становится реальностью, - это создание контента.

Заключительные мысли о творческом мышлении

Творчество - это процесс, а не событие. Вы должны работать через ментальные барьеры и внутренние блоки. Вы должны сознательно практиковать свое ремесло. И вы должны придерживаться этого процесса годами, возможно, даже десятилетиями, как это делал Ньютон, чтобы увидеть, как расцветает ваш творческий гений.

Источник