Найти тему

130-ЛЕТИЕ М.И. ГУРЕВИЧА

12 января 1893 г. родился Михаил Иосифович Гуревич – советский авиаконструктор, соруководитель легендарной авиационной фирмы «МиГ».

М.И. Гуревич родился в селе Рубанщина Курской губернии Российской Империи. Окончил гимназию с серебряной медалью, и поступил в Харьковский университет на математический факультет. В 1912 г. Михаил Гуревич начал учиться в Университете в г. Монпелье (Франция), но из-за Первой мировой войны вынужден был прекратить учебу и вернуться на родину в 1914 г.

Сначала М.И. Гуревич подрабатывал чертежником в разных технических бюро в Харькове, а в 1917 г. поступил в Харьковский политехнический институт на механический факультет. Из-за гражданской войны учеба часто прерывалась. Лишь в 1925 г. Михаил Гуревич смог окончить институт. Он получил диплом инженера-механика по самолетостроению.

Во время учебы в институте Михаил Гуревич по-настоящему увлекся авиацией. Он с товарищами-студентами собственноручно изготовил планеры «Аист» и «Бумеранг», которые были представлены в 1924 г. на Вторые всесоюзные планерные соревнования в Коктебеле, в Крыму.

С 1925 г. М.И. Гуревич работал инженером-конструктором в обществе «Тепло и сила» в Харькове. Он занимался расчетами различных вентиляционных устройств. В 1929 г. Гуревич переехал в Москву и поступил на работу в КБ завода «Десятилетие Октября». Затем он был инженером-конструктором и руководителем группы в «Авиатресте».

В 1932 г. Михаил Иосифович участвовал в создании штурмовика ТШ-3. В 1934 г. летчик-испытатель Владимир Коккинаки провел испытания ТШ-3. Однако этот самолет на вооружение принят не был.

В 1937 г. М.И. Гуревич в составе советской делегации работал в США с целью посещения основных американских авиакомпаний. Итогом поездки советских специалистов стала покупка лицензии на производство в Советском Союзе американского самолета «Дуглас» ДС-3. В СССР он получил название Ли-2 и серийно выпускался более 20 лет.

В 1938 г. Гуревич возглавил группу эскизного проектирования в ОКБ авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. В это время он познакомился с Артемом Ивановичем Микояном. У них сложились хорошие деловые отношения, затем перешедшие в дружеские.

М.И. Гуревич был одним из основателей созданного в декабре 1939 г. Особого конструкторского отдела во главе с А.И. Микояном. В 1940 г. Микоян и его заместитель Гуревич создали истребитель МиГ-1 («Микоян и Гуревич»), а затем его модификацию МиГ-3. В 1940–1941 гг. МиГ-3 изготавливался большой серией и принимал участие в боях Великой Отечественной войны.

Совместная работа Артема Ивановича и Михаила Иосифовича — пример яркого сотрудничества талантливых людей. Их союз оказался удивительно удачным. Они дополняли друг друга. Темпераментного Микояна уравновешивал старший по возрасту и более жизненно опытный Гуревич.

Михаил Иосифович принимал участие в работах по созданию практически всех Мигов, вплоть до МиГ-25. Он также возглавлял направление по разработке управляемых крылатых ракет.

М.И. Гуревич имел ученую степень доктора технических наук и звание Героя Социалистического Труда, являлся лауреатом шести Сталинских и Ленинской премий СССР.