Главный редактор «Фудтеха в России» Алексей Максимук поговорил с представителями рынка, собрал публикации в СМИ и сформулировал, что происходит в отрасли спустя полгода после начала украинских событий и куда российский фудтех движется теперь.
ЧАСТЬ 1. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ СРАЗУ?
ЧАСТЬ 3. ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
КАК ПЕРЕСТРОИЛСЯ РЫНОК?
Главным словом весны и лета 2022-го в российском фудтехе стала «оптимизация». Сервисы попали в ситуацию, когда пришлось считать каждую копейку, чтобы выжить — и принялись беспощадно резать всё, что мешает выходу в плюс. Стратегия выжигания рынка бесконечными деньгами потеряла прежнюю актуальность; русский фудтех наконец занялся настройкой внутренних процессов.
Вот так, например, описывают принятые оперативные решения в Performance Group.
Мы единственные, кто в феврале-марте не поднимал цены на продукцию. Мы решили заморозить цены на уровне января. Мне кажется, клиенты это оценили: на фоне постоянного роста цен у других наши сервисы оказались островком стабильности.
Чтобы заморозить цены, пришлось провести аудит наших затрат, прежде всего, административных расходов. Отказались от ненужных сегодня опций, например, печати меню на бумаге. Важнее было сохранить цены, чтобы не потерять клиентов. Сейчас держать цены на ряд позиций уже не имеет смысла, поскольку за три месяца рынок привык к изменениям. Да и свою функцию — сохранить клиентов — эта заморозка выполнила. Поэтому что-то будем постепенно отпускать до уровня рынка
Артур Зелёный, основатель Performance Group
Непросто дела обстояли и в других сегментах. В Chibbis.ru (агрегатор доставки готовой еды) «Фудтеху в России» рассказали, как компания действовала весной.
После начала специальной операции первое время рестораторы неохотно шли на контакт с нашим отделом продаж, количество подключаемых партнеров заметно упало. Чувствовалось, что предприниматели будто замерли и взяли паузу. Но уже в апреле ситуация в корне изменилась. Множество крупных ресторанов стали сами выходить на связь. С отключением рекламных каналов (Google, Facebook, Instagram) и падением трафика, рестораны почувствовали сильный отток и им нужно было его компенсировать, а по большому счёту Chibbis.ru – это тоже рекламный канал, только с оплатой постфактум за результат и не требующий никаких вложений вперёд в столь непростые времена.
В спокойное время компании обычно гонятся за выручкой, параллельно с этим всегда есть расходы, которые можно безболезненно урезать. Кризис – самый подходящий момент для этого. Поэтому и мы решили заняться внутренней оптимизацией всех расходов и процессов, уменьшили в 2,5 раза инвестиции в маркетинг и отказались от ряда подрядчиков. Первые два месяца мы активно наращивали объем денежных средств на счетах, чтобы быть готовыми реинвестировать их обратно в бизнес и не оказаться в ситуации, когда будет нечем платить зарплату, если ситуация продолжит ухудшаться. Сейчас [в конце августа] обстановка более-менее стабилизировалась, и мы снова начали активно вкладывать средства в развитие
Сергей Спиро, основатель Chibbis.ru
По словам Спиро, компания не уволила за это время ни одного штатного сотрудника и, наоборот, активизировала найм по некоторым направлениям. Всё это происходило на фоне ухода ряда зарубежных поставщиков софта из страны, ограничений способов онлайн-оплаты и блокировки рекламы в Google и на площадках Meta*. «Если сравнить первые полугодия 2021 и 2022 года — мы выросли на 27%, но до планируемых результатов не добежали», — подытоживает Спиро.
Некоторые игроки сразу пошли на крайние меры. Так, уже в марте X5 Group заявила о закрытии деливери-сервиса «Около»: в компании решение заковыристо объяснили «смещением фокуса на поиск синергии и совершенствованием экономически эффективной операционной модели бизнеса» — другими словами, сервис не показал того, что от него ждали, и первым пошёл под нож.
X5 Group масштабно взялась за перестройку цифрового бизнеса: результатом стало появление летом 2022-го нового бизнес-направления X5 Digital, объединившего все цифровые активы компании, включая доставку — а также уход из компании главы сервиса «Vprok.ru Перекрёсток» Леонида Довладбегяна, который этот сервис с нуля и построил. Характерно, что сначала цифровую часть X5 хотела продать, но со «Сбером» не договорились, и в итоге в компании сделали ставку на собственные активы и технологии. «Эффективность экономической модели онлайн даёт новые возможности роста, тогда как модель монетизации через рыночную капитализацию на рынке в данный момент на наш взгляд не перспективна», — заявил тогда директор по стратегии и развитию бизнеса X5 Group Владимир Салахутдинов. Впрочем, по итогам второго квартала динамика роста цифровых активов X5 Group упала сразу на 20,7 п.п. — после взрывных показателей предыдущих лет рост выручки составил умеренные 38,4%.
Ещё одной жертвой оптимизации мог стать сервис «Кухня на районе», принадлежащий совместному предприятию VK и «Сбера» «О2О Холдинг»: в марте появились слухи о его продаже — то ли «Яндексу», то ли петербургскому конкуренту «2 берега», то ли петербургскому же сервису «Dostaевский». Видимо, это были первые попытки справиться с кризисом в «О2О Холдинг» — но дальше дела пошли хуже, к лету «Сбер» и VK окончательно решили разойтись и, в частности, принялись продавать суперуспешный (и планово убыточный) Delivery Club главному конкуренту — «Яндексу». О «Кухне на районе» в суматохе все забыли — в результате сделки сервис отошёл «Сберу», о планах по его дальнейшему развитию пока ничего не известно.
Сам Delivery Club, кажется, на кризис решил ответить масштабными встречными мерами: сервис, с сентября принадлежащий «Яндексу», продолжает двигаться вширь — развивает доставку лекарств, запускает логистическую платформу для бизнеса и очень активно обхаживает курьеров кучей социальных инициатив. В компании на запрос «Фудтеха в России» сообщили, что всё это — часть стратегии, принятой задолго до кризисов.
Летом 2019 года мы приняли новую стратегию, состоящую из трех основных элементов. Первый – выход за рамки доставки еды из ресторанов и за рамки доставки как таковой. С того момента мы запустили доставку продуктов питания, лекарств, зоотоваров, заказы навынос из ресторанов и собственный сервис безналичных чаевых для официантов. Второй элемент – повышение качества логистики и улучшение пользовательского опыта. Сегодня среднее время доставки курьерами, с которыми мы сотрудничаем, составляет менее 30 минут. Это сравнимо со временем сервисов, работающих по модели dark kitchens и dark stores. При этом наш пользователь получает существенно более широкий выбор, а при условии использования подписки Delivery PRO, запущенной в прошлом году, не платит за доставку. Третий элемент – непрерывное улучшение юнит-экономики. Еще раз подчеркнем – эта стратегия была принята летом 2019 года и с того момента не менялась
пресс-служба Delivery Club
Одним из ключевых направлений развития российского фудтеха в 2022 году стал e-grocery во всех его видах, от экспресс-доставки из дарксторов до онлайн-дискаунтеров. Неожиданно, но обе крайности летом 2022-го взялся окучивать «Самокат»: в июле к традиционной для сервиса доставке за 15 минут добавился первый в отрасли онлайн-дискаунтер «Самокат Выгодно» — мелкооптовая упаковка, долгая доставка, ограниченный ассортимент. Похоже, что после некоторого спада — точнее, снижения темпов роста (возможно, связанного в том числе с управленческим кризисом в фудтех-сервисах «Сбера») — «Самокат» к лету пришёл в себя и теперь пытается не выпасть из гонки лидеров российского e-grocery. По итогам первого квартала сервис занял четвёртое место в профильном рейтинге от INFOLine — после «Сбермаркета», «Вкусвилла» и сервисов X5 Group. Все эти усилия плюс более тесная интеграция с лидером — «Сбермаркетом» — могут дать эффект уже совсем скоро.
При этом сегмент показывает устойчивый негативный тренд: аналитики Data Insight ожидают, что по итогам 2022 года российский e-grocery вырастет всего в 2,1 раза год к году — годом ранее рост составил 3,5 раза по числу заказов и 2,6 раза по объёму продаж. Динамика начала замедляться вскоре после ажиотажного спроса в феврале-марте, и все последующие месяцы рынок рос ниже прогнозов.
Параллельно на небольшом российском рынке альтернативной еды случилось некоторое оживление: тренд задал один из лидеров — белгородская «Эфко», штаб-квартира основного акционера которой, фонда Fuel For Grow, в февраля переехала в Эмираты. Компания принялась закрепляться за рубежом: так, в июле стало известно, что «Эфко» договорилась с 45 местными магазинами о поставках растительного мяса, а до конца года фонд рассчитывает перенести в ОАЭ производство своих ключевых компаний. Параллельно «Эфко» продолжила маркетинговую активность в России — кроме прочего, брендированный фудтрак компании всё лето ездил по городам и кормил россиян бесплатными бургерами.
Ещё одно очевидное направление оптимизации процессов фудтех-компаний — развитие технологий, в первую очередь собственных. Здесь выделяются «Вкусвилл» и X5 Group. Первые, по их собственным словам, много лет используют самописные IT-решения, в том числе учётную систему и систему лояльности, а также активно решают технологические задачи по логистике и загрузке курьеров (вот здесь — подробнее). Сейчас на долю онлайна у «Вкусвилла» приходится 35% продаж, с компанией работают 8500 курьеров — и по итогам марта-апреля 2022-го агентство Data Insight признало сервис доставки продуктов «Вкусвилла» лучшим в стране. Вторые, как уже упоминалось выше, выделили цифровые сервисы в отдельную бизнес-структуру и за счёт мощной технологической базы сражаются за лидерство в сегменте e-grocery с не менее серьёзным «Сбером».
*принадлежат компании Meta, признанной экстремистской на территории РФ
***
Весь спецпроект целиком у нас на сайте - https://fdtch.ru/foodtech_2022
***
Мы в Telegram: https://t.me/+SBE1-cVvUUM0Mzky