Найти тему
Анна Грэхем

Британское образование. Начальная школа.

Всё обучение в английской школе разделены на ключевые (основные) ступени, которые идут через начальную и среднюю школы. 1я ключевая ступень – приёмный класс, 1-2й классы; 2я ключевая ступень – 3й - 6й классы. Конец начальной школы. В возрасте 11 лет дети переходят в среднюю школу (раньше сдавали экзамен 11+, сейчас официально упразднён, хотя частные и грамматические школы всё равно его устраивают у себя в качестве вступительного экзамена, а в книжных магазинах для него продаются куча пробных тестов и пособий, для всех оставльных есть стандартные выпускные экзамены из начальной школы в конце 6го класса). Начальных школ в Великобритании много. У нас на расстоянии пяти минут ходьбы от дома есть начальная католическая школа, на расстоянии 10ти минут ходьбы – ещё две нерелигиозные. На расстоянии 15 минут ходьбы – три начальных школы (одна из них протестантская). Дети идут в нулевой класс начальной школы в тот учебный год, когда им исполняется пять лет. Учебный год считается с 1 сентября до 31го августа. К примеру, моя дочь родилась 27го августа 2004го года, поэтому в школу она пошла 1го сентября 2008го года (вообще-то 3го, 1го в Великобритании учиться идут хорошо если пара школ). У Кати старшие двое родились 4го и 28-го августа. Ей так понравилось, что им исполнилось 4 года, и они сразу пошли в школу, что когда вышла замуж во второй раз, она сообщила мужу, что у него есть между августом и началом декабря, чтобы её «обрюхатить», не получится к началу декабря, то перерыв до следующего года. Я помню, как она вешалась мне на шею 31го декабря 2010го и плясала, что я ей верно рассчитала окно для попыток, и она беременна – Рассел еле-еле успел. Оливия родилась 9го августа 2011го года.

Большая часть начальных школ в Великобритании – бесплатные, или чисто государственные, или государственные под эгидой какой-нибудь религии. Начальных школ очень много, они обычно небольшие, в городах один класс в 30 человек в параллели, дочкина начальная школа считалась большой – там было 2 класса в параллели. В начальной школе имеется нулёвка, а после неё классы с 1го по 6го (то есть в нормальной школе около 210 учеников, а в нашей было – 420). Если в России у детей обычно один и тот же учитель с 1го по 3й класс в начальной школе, то тут всё по другому. Преподаватель закреплён за одним номером, условно говоря, Миссис Синглтон всегда преподавёт в 1м классе, мистер Робертс – в 4м, Мисс Перси – в 5м, а мистер Джонсон – в 6м. Так что каждый год дети привыкают к новому преподавателю. Начальную школу дети заканчивают в 11 лет и переходят в среднюю. В деревнях зачастую не хватает детей даже на одну параллель, так что там часто вместе обучают детей из нескольких классов: нулёвку и первый; второй и третий; 4-5й и 6й. В общем, каждая деревенская школа решает сама, по ситуации. Те, кто читали «Джейн Эйр» Ш. Бронтэ, помнят описание деревенской школы, в которой Джейн преподавала после побега из Торнфилда, около дома её кузенов. Вот эти деревенские начальные школы сильно напоминают ту школу из «Джейн Эйр». Некоторые из британских юмористов вспоминают, что в их деревенских школах не хватало учеников, чтобы даже выставить футбольную команду одного класса, чтобы отправить их на дружескую игру в соседнюю школу.

Помимо государственных начальных школ существуют и частные. Например, все дети в королевской семье ходили и ходят в частные начальные школы: есть доподготовительные частные школы (с 4 до 7); подготовительные частные школы (с 8 до 13); есть такие, которые объединяют обе возрастные категории (с 4 до 13). Логичный вопрос, а к чему они готовят? Простой ответ – к поступлению в Итон. Последние пять Уэльских принцев учились в 4х разных начальных школах. Под пятью Уэльскими принцами я имею в виду принца Вильяма и принца Гарри (они ходили в Везерби доподготовительнуе частную школу и Ладгроув подготовительнуе частную школу) и детей принца Уильяма. Просто в списке класса их записывали Уильям Уэльс, Генри Уэльс и так далее. Принц Джордж и принцесса Шарлотта учились в школе Томас в Баттерси (Лондон), а теперь все трое (когда принцу Луи исполнилось четыре) учатся в частной подготовительной школе Лэмбрук (около Виндзора, вот она с 4 до 13). В новой школе фамилии трёх маленьких принцев сменились трижды за три первых полных учебных дня 2022го года. 8го сентября они пошли в школу как принцы Кэмбриджские, потом умерла королева, Чарльз автоматически стал королём, а принц Уильям автоматически стал герцогом Корнуолским. 9го сентября принцы пошли в школу как принцы Корнуольские и Кэмбриджские. Вечером 9го сентября король пожаловал своему старшему сыну титул принца Уэльского, и в понедельник дети пошли в школу с новой фамилией – принцы Уэльские (Джордж Уэльский, Шарлотта Уэльскам, Луи Уэльский).

Дети не сдают экзамены в начальную школу, обычно зачисляют по территориальному принципу (или по религиозному, если школа религиозная), если дети ходили в сад при этой школе, то у них больше шансов туда попасть при нехватке мест. Хотя бывают ситуации, когда люди специально возят детей в конкретную начальную школу (это часто случается с религиозными школами или с тем, что эта конкретная началка известна как "feeder school" [школа-источник?] для очень хорошей средней школы). Естественно, в частную школу зачисляют в зависимости от финансовой состоятельности родителей.

В начальной школе (для всех, и для нулёвки после первых 6 недель) учебный день начинается в 8:40, заканчивается в 15:20. В нашей началке звонков было два: в 11 на большую перемену и в конце учебного дня. В 11 большая перемена. Если дети заплатили 20 пенсов в день, то они получают по куску тоста с маргарином (сейчас, я думаю, сумма больше – дешёвого хлеба, покупаемого школами стоит 44 пенса, в ней где-то 15-20 кусков хлеба). В нашей школе также был бесплатный пакет молока в 200 миллилитров в день, а также по одному фрукту или овощу (морковки, яблоки, груша, в зависимости от времени года), предоставленные местными фермерами. В районе 13 – обеденный перерыв на час. Обед стоил 2 фунта в день, я давала дочери ланч с собой 4 раза в неделю, а по пятницам она ела в школе (по пятницам давали или пиццу или жареную рыбу с жареной картошкой). Еда, которую я давала дочери с собой, обходилась мне где-то в 1 фунт. То есть, если бы я платила за всё, то это обошлось бы 11 фунтов в неделю, то есть около 48 фунтов в месяц (4800 рублей в месяц). У меня один ребёнок был в началке – нас таких мамочек было две на всю школу: с одним ребёнком в семье, по состоянию здоровья. Было около 50 семей с двумя детьми, большинство семей с тремя детьми. Примерно у 20 семей было больше 3х детей (от 4х до 6). Для малоимущих обеды бесплатные (про тост не знаю). Школьный день завершается в 15:20. Итак, с организационной стороной закончили.

Встаёт вопрос: «Чему учат в школе?». В начальной, то бишь. Вообще-то, у них есть некая программа, но реально программа существует по английскому и матеметике, по остальным предметам всё в волнах. Как в песне: «Буквы разные писать ... в тетрадь» - только не пёрышком, а карандашом. Я не шучу. Детей учат писать простым карандашом, пока у них не выработается хороший почерк. Предвкушаю крики из зала: а если не выработается, то что на ручку никогда не перейдём? У моей дочери он очень долго не вырабатывался, и в 5м классе я пошла разбираться к директрисе, которая схватилась за голову, долго извинялась и обещала навести порядок. Они про мою дочь забыли, должны были перевести на ручку не позже 4го класса, лучше в конце 3го. Но так как почерк у ребёнка был всё равно ужасный, то они её всё не переводили. Мы, правда, недолго писали обычными шариковыми ручками, тогда как раз в Великобритании массово возникли фрикционные ручки (выглядит как шариковая ручка, но на колпачке специальная пластмасса, которая стирает чернила этой ручки с бумаги), то мы купили их, и как-то почерк выровнялся. Единственное «но», эти ручки ЗАПРЕЩЕНО использовать на всех официальных экзаменах – то ли чернила плохо переносят ксерокопирование и сканнирование, то ли внутри пачек затираются чернила (в общем, бред). Предвижу вопрос, а сканирование-то тут при чём? А при том. Ни один экзамен не провярется в своей школе. Все написанные работы отправляются в экзаменационный совет, который сканнирует все работы и отсылает файлы своим «одобренным» учителям на проверку (фамилий и названий школ проверяющие не видят). До эры компьютеров – отсылали пачки самих экзаменационных работ на проверку. Параллельно с письмом их учат и читать и понимать текст, до 2013го года грамматике не учили совсем.

«Вычитать и умножать». Учат – есть такое дело, но паршиво. Я сама учила дочь по учебникам Патерсона. В нулёвке (в 4 года) она у меня училась по «Раз ступенька, два ступенька», а дальше брали учебник, соответствующий классу её школы ( в 1м классе – Патерсон за 1й класс, в 6м – Патерсон за 6й класс). Дочь опережала всех сверстников по математике, в 3м классе она изучала математику с 4м, в 5м – с 6м (классы разбиты попарно: 1-2, 3-4, 5-6 – внутри пар можно способного ребёнка отправить в старший класс, а между парами – невозможно). Как я сказала, в дочкиной начальной школе в каждой параллели было два класса, теотретически, классная дама этого класса – основной преподаватель для своих учеников. В нашей школе решили по другому: в каждой параллели так получается, что одна учительница сильнее по математике, а другая – по английскому. Так вот сильная учительница преподаёт самым сильным ученикам всей паралели, а более слабая преподавательница – преподаёт более слабым ученикам всей параллели. Моя дочь всегда была в самом сильном классе по обоим предметам, поэтому она была хорошо знакома со всем преподавательским составом своей школы. Дочь настолько опережала своих одноклассников, что у неё был отдельный учебный план, как у талантливого ребёнка, чьи математические способности надо развивать. А к 5му классу самых математически одарённых детей из 6го класса и мою дочь стали возить раз в неделю в среднюю школу, с которой наша была связана (дети из нашей началки переходили в эту среднюю по желанию автоматом), и там учитель математики давал им урок по более сложной математике. Поскольку я готовила дочь ко всем экзаменам заранее, то учителю в средней школе было очень сложно найти для дочери задачи, которые она ещё не рашала. Дочери только один раз повезло с замещающим преподавателем. Заболел их мистер Эрл перподаватель по математике, и преподавалтелю замены было интересно найти задачку, которую она не сможет решить. Он им давал 7 цифр и из них надо получить заданное 3-значное число, используя цифры однажды, все использовать необязательно. Дочь была очень успешна, разгадывая даже самые заковыристые.

Поскольку у нас была католическая школа, то у нас обязательным было религиозное образование с уклоном в христианство. В принципе, религиозное образование есть во всех начальных школах, но по правлилам – 50% времени отводят на христианство (теоритически, Великобританя – христианская страна, протестантская), а остальные 50% должны быть разделены поровну между остальными пятью мировыми религиями: иудаизмом, исламом, буддизмом, хиндуизмом и сикхизмом. Любая религиозная школа имеет право отдать 75% времени на свою религию, а остальные 25 разделить между остальными пятью религиями (то есть мусульманская школа отведёт 75% времени на ислам, еврейская – на иудаизм).

Что там ещё в песне: «Про глагол и про тире». А вот грамматике в начальных школах не учили вообще до 2013го года. В 2013 году произошёл крупный скандал – была какая-та международная олимпиада по английскому языку, и британские учатсники проиграли всё, что можно. Вот тут то ли до правительства «дошло», что новые поколения вообще не знают грамматики, то ли правительство поняло, что это дальше невозможно скрывать. И тогда постановили начать обучать детей грамматике, а для полного счастья ввели детям, заканчивающим начальную школу в 2013-14 учебном, выпускной экзамен по грамматике. Моя дочь тогда была в 5м классе, так что их два последних года обучали грамматике. Хохма в том, что обучали их учителя, которые сами знали грамматику плохо. И тут проблема, сломать инерцию, найти хороших учителей. Мой муж - коренной англичанин - не может с дочкой позаниматься английским, особенно грамматикой. Мы сидим над книжкой, она к папе поворачивается с вопросом, он отвечает: "Я не знаю, спроси у мамы, меня грамматике не учили, я в этом вообще не разбираюсь!" И это действительно была такая политика - зачем человеку из рабочей семьи грамматика английского языка - без неё обойдётся. С 2014 года грамматика стала обязательным выпускным экзаменом начальных школ (11 лет), и все начальные школы резко начали заниматься ею с детьми. Ой, как тяжело это шло в обычных, нечастных школах. А директора началок вопили на всю страну – ну, зачем обучать детей грамматике родного языка? Обходились же без этого, и ничего!» Реальный факт: учитель, обучающий детей грамматики, делая с ними пробный тест перед экзаменом отвечает на вопрос неправильно (а с ним 20 человек в классе из 24х), а 4-ро детей (включая мою дочь) отвечают правильно, и учитель смотрит в ответы только потому, что у моей дочери другой ответ, а раз у неё другой ответ, то есть очень высокий шанс, что права она, а не он. И так и оказывается! То есть преподаватель не понимает, где продолженная форма глагола, а где отглагольное существительное.

Где-то с 3го класса детей обучают какому-нибудь иностранному языку. В школе моей дочери это был испанский, один раз в неделю. За три года они научились считать по-испански, выучили названия некоторой еды и частей дома. В большинстве остальных школ это был французский. Во многих других начальных школах детей обучают предмету «науки» где-то с четвёртого класса, в нашей началке они озаботились обучением «науки» только в выпускном 6м классе и опять же один раз в неделю. Обязательным предметом является физкультура, в 4м классе (в школе моей дочери) их 10 недель возили в бассейн, чтобы научить плавать. К 4му классу полкласса уже ни один год ходили в бассейн и умели плавать: так что тренер учил тех, кто не умел плавать, а остальные сами плавали на отдельной полосе. Историю как предмет особо не обучают. В 3м классе они рвз в неделю изучали Древний Египет, в 4м классе – Древний Рим, в 5м классе – норманнское завоевание и Тюдоры (в интервале ничего не было); в 6м классе – Викторианская эпоха, первая и вторая мировые войны. Географии тоже не обучают, ну что в историю попало, то и выучили.

В конце 6го класса дети сдают выпускной экзамен по английскому и математике. Он называется SATs (Scholastic Achievement Test, Standard Aptitude Test). Раньше эти буквы означали первый вариант «проверка учебных достижений», современный вариант означает «стандартная проверка способностей) – аббревиатура та же самая. По каждому предмету три экзамена. До 2016го года по каждому предмету существовал дополнительный SATs экзамен 6го уровня. Они были для талантливых и одарённых детей (тех, кто были в соответствующих официальных списках школы). Моя дочь сдавала такой по математике. Сдав основные экзамены дети могли получить от 3 до 5 уровня (4В – среднестатистический результат). Дополнительные экзамены позволяли достичь 6го уровня, которые большинство детей не достигало до 10го класса (то есть им ещё три года надо было для этого в средней школе учиться). Дочь его легко сдала по математике, а по английскому школа не разрешила ей его сдавать, чтобы не заморачиваться с бюрократией (она была только в таком списке по математике), С 2016го года вопросы повышенной сложности введены в обычные экзамены, которые сдают все поголовно.

Лирическое отступление. Мы заранее решили, что дочка будет сдавать вступительные экзамены в лучшую среднюю школу северо-запада «Грамматическая школа Ланкастера для девочек». Там конкурс 5 человек на место. Надо сдавать три экзамена: английский, математику и логическое мышление. Сдаются они в один день, в 3ю субботу сентября, когда ребёнок учится в 6м классе. То есть получается, что только только начав учившись в 6м классе дети должны сдать экзамены по математике и английскому (плевать на логику) за весь школьный курс. Я составила для дочери программу подготовки к экзаменам, рассчитанную на весь 5й класс. Дочь приходила из школы – два дня в неделю мы занимались английским, два дня – математикой, три дня – логикой, плюс ежедневно какой-нибудь тест. Поначалу у меня были большие проблемы с обучением дочери английской грамматике, так как они даже нужной терминологии не знали. Но потом, с помощью, местной умной книжки, я прорвалась. Так вот в конце учебного года в 5м классе новый учитель английского, мистер Ньютон, он же завуч по английскому для старших классов (4-6), решил проверить свою группу на знание грамматики. Моя дочь была в лучшем классе и по математике, и по английскому. Так вот у этой лучшей половины мистер Ньютон решил поинтересоваться, какое же слово явялется артиклем в написанном им на доске предложении. В классе гробовое молчание, и дочкина рука торчит в воздухе. Он её спросил, она ответила, что вот он артикль «the». Её похвалили, а дальше он спросил у детей, какие они ещё артикли знают. Чтобы их особо не напрягать, он сказал, что их всего 3. Дочерина рука взвилась в воздух, он попросил кого-нибудь другого. Остальные начали поднимать руки и предлагать свои варианты: «which», «when», «is», «as» и так далее. Дочь всё яростнее размахивала рукой, мистер Ньютон сдался и спросил её, она ответила - «an», её опять похвалили. Тогда до кого-то, наконец, дошло, и ещё одна девочка ответила «a». С предлогами была схожая ситуация – только дочь способна найти предлог в предложении. К сожалению, это наглядно показывает, что если с ребёнком дома не заниматься, то школа не даёт самого элементарного, по крайней мере, с нашей точки зрения. Дочку я подготовила к экзаменам в среднюю школу хорошо, она их сдала и сразу получила место в этой престижной школе. Когда мы в феврале заполняли анкету для отдела образования нашего графства на предмет, куда она хочет пойти учится в среднюю школу, мы поставили Грамматическая школа Ланкастера для девочек» и приложили копию письма из школы, сообщающей, что она сдала экзамены и ей предложено место. Некоторые девочки места не получили, но их поставили в очередь (на случай отказа тех, кому место предложили – и такое бывает). По статистике, у 7-8х мест в списке запасных есть шанс всё-таки попасть туда, с 9го – очень редко. Это было в 2014м году, сейчас, говорят, ещё сложнее поступить. У нас был детский бум, и вот эти дети сейчас пошли в средние школы в 2015м году и продолжают идти до сих пор, и мест реально не хватает. Когда моя дочь поступала, то брали 120 девочек в год (4 класса в параллели), а вот со следующего года стали брать 150 (5 классов). И для этой школы это предел – им просто некуда поместить большее число девочек, а разрешение на строительство пристройки им не дал муниципалитет Ланкастера. Так что до 2015го года в школе было до 900 учениц, с 2015 число постепенно увеличивалось и дошло до максимально возможного 1150 в 2022м году. Схожая ситуация во многих средних школах, в 2022 практически все школы забиты под завязку.