Почему 7 лет назад появилась Шуваловская школа? Попробую ответить.
У каждого бывают моменты принятия решений. Мы с мужем довольно долго шли к решению открывать свою школу. И в тот момент, когда мы его приняли, речь не шла о “своей школе”. Речь шла о том, что мы решили не перекладывать на кого-то образовательный процесс наших детей, а взять его на себя.
Я сейчас хочу поразмышлять о том, почему это решение дается так сложно - при том, что в России, в отличие от многих стран, есть формат семейного образования, то есть за родителями официально закреплено право выйти из школьной системы и быть учителями для своих детей.
Все мои коллеги по Шуваловской школе по-разному пришли к этому формату. Кто-то шел длинным путем - сначала попробовал государственную школу (и иногда не одну), там что-то не получилось, попробовал частную, но и там не пошло, и только когда все варианты были испробованы, семья переходила на семейное обучение. Кто-то набил шишек со старшим ребенком - и с младшим решил уже действовать по-другому.
Видимо, мне в младшей и средней школе жилось не очень, потому что мы сразу начали с частных альтернативынх школ. Ни с чем, кроме собственного травматичного опыта, я это связать не могу. В садик дети тоже ходили Вальдорфский. Но и мы в итоге попробовали несколько вариантов - прежде чем осознать, что подходящей школы нет, что усилий слишком много, а еще больше - уступок и компромиссов, за которыми уже не видишь себя и своего ребенка. Мы ушли отовсюду и через месяц решили, что нужно самим браться за дело.
Пока продолжались поиски, у нас с мужем в голове постоянно была мысль: образование моих детей - это не для меня. Это слишком сложно. Этому много и долго учат, и кто я такой, чтобы брать на себя эту ответственность.
Наверное, мы все верим в систему школы вообще - и в систему советской школы в частности. В систему, которая хорошая просто потому, что существует, и намного проще принять несовершенства существующей системы и вписаться в нее, чем решиться создавать новую. Советская школа, как все говорят, “была хорошей”. Даже если так, то насколько бы она была бы хороша сейчас? Это ведь было давно и в другое время, да и чьи задачи школа решала хорошо - государства, детей или родителей - это большой вопрос. Так или иначе, сейчас, как и тогда, мы, родители, готовы отдавать детей учиться туда, где “знают лучше”.
И этот момент, пожалуй, был для меня самым сложным. Взять на себя ответственность обратно.
Второй момент - я не представляла, как я буду учить своих собственных детей. Одна из моих профессий - преподаватель английского, и вроде как, мне должно было быть просто все это провернуть - взял да и преподал, что тут такого. Но многие родители с учительскими компетенциями меня поймут: учить своих собственных детей - это часто не удовольствие, а мука. В этом процессе ты смешиваешь две роли, и это нелегко дается и взрослому, и ребенку. У нас в семье иногда получается прямо-таки гремучая смесь)).
Как мы решили этот вопрос. Мы позвали заниматься с нашей дочкой профессионального педагога из системы альтернативного образования. А я взяла на себя все администрирование и (скрепя сердце) английский (потому что учить своих детей в группе - это еще терпимо). И всё, наш пазл сложился. У этого педагога тоже были свои дети, мы нашли пространство, где мы могли бы заниматься, и почти сразу же к нам стали присоединяться наши знакомые из мира семейного образования - те, кому тоже тяжело это все было тащить на себе.
Так у нас сформировалось сообщество родителей и команда организаторов. И только в этот момент мы смогли сказать, что действительно сделали “свою школу”.
Мы с мужем в итоге 6 лет плотно занимались образованием своих детей - и ни секунды не жалеем ни об этом выборе, ни о той ответственности, которую взяли на себя. А главное - и мы узнали наших детей лучше, чем если бы они учились где-то еще, - и они нас. Теперь, когда они (как настоящие подростки) потребовали сепарации и пошли учиться дальше в другие школы, мы верим, что в нашей маленькой школе дали им максимум для того, чтобы они чувствовали себя “в большом мире” уверенно и спокойно. А еще они знают, что есть сообщество, в которое они всегда могут прийти за советом, поддержкой и вкусной едой)). Так что теперь я, конечно, всеми руками за то, чтобы таких родительских сообществ становилось все больше и больше. Может быть, за ними будущее - кто знает.