Мы с женой не стали смотреть готовые туры. У нас были свои хотелки. Список был такой: Дворец Гугун, Храм Неба, могила Динлина, Национальный исторический музей, Гроты Лунмынь, терракотовая армия, пирамиды-курганы долины Вэйхэ, мумии таримской впадины, турфанские кяризы и глинянный город Гаочан.
В Пекине прожили два дня. У нас был персональный автомобиль и русскоязычный гид. Дворец Гугун произвел сильное впечатление, особенно так называемый «дворик» принцессы. Это самый настоящий храм. Здесь и бассейн со священными рыбками и чаша дин, стоящая над шаром силы и даже деревянный идол, которого постоянно наглаживали китайцы.
Шар силы, это такой трехмерный цветок жизни. Он оказывается очень популярен в Китае. В национальном музее я увидел даже курильницу в форме шара. Дворец Гугун построил третий император династии Мин. Именно его могилу китайцы вскрыли и сделали музей. Она устроена в центре шара.
Практический каждый артефакт в национальном историческом музее – это целая история. Например нефритовый диск использовали в качестве ритаульного замка для соединения двух драконов, а узор не нефритовой подвески исходник того, что рисуют сегодня современные айны. Нефритовое оружие, маски саньсиндуй, сосуды инь и чжоу, эталонные колокола для настройки музыкальных инструментов. В общем я фотографировал все подряд. Разбираться решил потом.
Храм Неба классный объект, но немного не понятный для тех, кто не увлкается историей Китая. Зато на входе можно встретить группы танцующих китайцев или тех, что песни разучивают и поют на несколько голосов.
Бонусом случайно попали в музей национальностей. Наш организатор перепутал его с историческим музеем – похожие названия. Музей нацииональностей – это парк, где каждой национальность предоставлен участок для презентации своей культуры. Всего более 50 площадок и если на каждой были аниматоры, зависнуть можно на полдня. Но пока здесь отжигают только южные народной. На русской площадке все тихо и тоскливо.
Из воспоминаний о еде только прощальный ужин пепред отъездом. Если в обыном не туристическом ресторанчике. Гид вызвалась показать блюда, которые мы могли бы съесть. В итоге я есл тушеные стебельки молодого рапса (у нас его только на корм скоту и на масло используют), а жена заказаля куринные хрящики. Принесли обольшую горку куринных коленных суставчиков – сколько же они ног переломали. И мяса на них практически нет. Что же там было из несъедобного? ...
В Лоян ехали обычным китайским поездом, в купе. Рано легли – рано встали – вспоминать нечего.
В Лояне наша цель – Гроты Лонмынь. Это скала изрезанная маленькими буддийскими храмами, в центре которой огромный буддийский комплекс. Сначала заглядываешь в каждй грот, затем начинаешь искать изыски. Не хавала адепта буддийской веры, который стремился бы оратить нас в свою традицию. Было интересно слушать его рассказы.
Из Лояна в Сиань ехали на скоростном поезде. Километров 500 или 600 в час. Скорость – не ощущается.
В Сиане находится знаменита терракотовая армия. Множество солдат и все лица разные – не иначе с натуры делались. В главе армии стоит император и он же в могиле лежит. Что-то тут не складывается. Зачем нужны два императора – один в могиле, другой в теракое? Я думаю император встал во главе армии на охрану кого-то более великого. Курган, который орхраняет армия - это целая гора. Молва несет, что внутри горы ртутное озеро на котором плавает лодка с телом. Но скажу я вам, Сиань – легкий город. Много молодежи, яркие краски, хочется жить и творить.
Вечером был подарок от организатора Пера Вэнь – ужин с концертом. Ели пельмени, стмотрели ктайскую оперу. Да, да в Китае тоже готовят пельмени с разными начинками, может только для туристов.
С утра отправились в долину реки Вэйхэ. Здесь расположено несколько огромных курганов, которые в интернете называют китайскими пирамидами. В одном из них аже сделан музей. Прямо под курганом – спускаешься и смотрнишь. Там есть еще одна терракотовая армия. Только солдаты в ней не больше метра высотой. С оружием на на лошадях, со скотом, но все только маленькое.
Во главе всего этого воинстве лежат кости дракона, ну или ящера какого. Мжет перезахоронили ископаемого динозавра. Кто знает.
Дальше летели в Урумчи. Здесь создан Музей шелкового пути, где представлены мумии европейцев найденные в таримской впадине. Это высохшее море. Рыхлые отложения мрской фауны достигают 70 метров. Почва плодородная, но вода – глубоко под землей. Поэтому местные жители строили кяризы – тоннели-каналы, которые соединяли с поверхностью колодцами через каждые 50-100 метров. В Турфане есть музей кяриза. Можно спуститься под землю к самому каналу. Здесь же готовят восхитиельный виноградный фреш – здесь его выращивают. И даже вино делают.
Турфан – оазис в пустыне Такла-макан, которая занимает бльшую часть таримской впадины. В самом глубоком месте – минус 154 метра от уровня мирового океана сохранилось не большое соленое озеро – последний писк высыхающего моря.
Рядом с Турфаном сохранился город Гаочан. Его построили под землей. Жилье, улицы – все в земле, а вынутый грунт использовали для строительства крепостных стен, которые обеспечивали безопасную стоянку для караванов шелкового пути.
С другой стороны Турфана сохранился буддийский монастырь, где прсдтавлена фреска «тохары, дары приносящие». Вероятно единственное изображение тохар, сделанное современниками. Но туда мы не попали – туристический сезон закончился и монастырь закрыли до весны.
На обратном пути нва было несколько часов в Урумчи и мы прошвырнулись по улицам и магазинам. Сюда приезжают за покупками наши челноки из Новосибирска. Поэтому в городе много надписей на русском языке. Зашли в один рунок, божечки ка начало 90-х вернулись. Теснота, навала, духота. Зато рядом в парке пенсионеры занимаются утренней гимнастикой. И их много. Позавидовав им белозавистью мы отправились есть утку по пекински вспециальный ресторан, в котором готовят только утку.
Вот все.