Найти тему

На Камчатку по стопам Степана Крашенинникова. Часть 1

Итак, после походов Владимира Атласова о Камчатке были собраны обширные сведения. Но все понимали, что они весьма несистемны, и необходимо снарядить еще несколько экспедиций, чтобы исследовать этот край.

Герой этой публикации получил отличное образование. Более того, в отличие от многих предыдущих походов, которые носили откровенно военный характер, цели этой экспедиции были сугубо мирные. Готовилась она Академией наук. В результате в 1732 году двадцатилетний Крашенинников был на некоторое время командирован в академию, чтобы лучше подготовиться к дальнему путешествию. Причем в 1733 году, когда экспедиция формально началась, естественно, что не он ее возглавлял.

Путешественники проследовали из Петербурга через Тобольск, Алтай, Прибайкалье и Забайкалье в Якутск. Причем, уже в местах первых больших стоянок Крашенинникову давались значительные поручения. Например, на Алтае он должен был составить описание Колыванских медеплавильных заводов. Если я правильно понимаю, то оно и поныне существует. Правда, уже не медеплавильные, а камнерезные. ну а первые заводы в этих местах основал промышленник Демидов. Причем при заводе сегодня есть небольшой музей.

Колыванские камнерезные заводы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Колыванские камнерезные заводы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятный знак медеплавильным заводам.  Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятный знак медеплавильным заводам. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну давайте оценим масштаб почти 4500 км. Даже в наши дни это почти 2,5 в пути.

Маршрут из Петербурга в Колывань
Маршрут из Петербурга в Колывань

В начале 1736 года, то есть спустя 2 года после начала экспедиции, Крашенинников оказывается в Иркутске.

Иркутск. Богоявленский собор. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Иркутск. Богоявленский собор. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Он совершает путешествия по берегам Байкала. Причем, сначала он описывает Баргузинский острог на восточном берегу озера, потом переправляется на остров Ольхон, оттуда на западный берег и уже затем через тайгу в Верхоленский острог.

Восточный берег Байкала. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Восточный берег Байкала. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шкала Шаманка на Ольхоне. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шкала Шаманка на Ольхоне. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Село Верхоленск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Село Верхоленск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Надо заметить, что даже по современным меркам Верхоленск - это относительно небольшое село. А вот в XVIII веке это была важнейшая перевалочная база. Например, сегодня здесь проживает около 500 человек. А в конце XIX века численность населения составляла почти 1500. Городом же Верхоленск перестал быть почти 100 лет назад - в 1925 году.

Отсюда экспедиция сплавилась в Якутск, откуда в том же году были совершены небольшие походы на Вилюй для исследования местных соляных источников.

Кстати, сегодня от Иркутска до Якутска около 3000 км (если ехать на автомобиле вокруг Байкала). На самолете лёта чуть меньше 3 часов. Улететь можно практически ежедневно, так что до сих пор связи между регионами существуют.

Маршрут Иркутск-Якутск
Маршрут Иркутск-Якутск

В Якутске экспедиция зазимовала, а дальше начинается самое интересное. Академики, которые следовали из Петербурга, посчитали, что все свои задачи решили, ничего нового для себя они на Камчатке не откроют, а потому отправить туда нужно одного Крашенинникова. Пусть он построит дом в Большерецком остроге, а они, если сочтут нужным, потом к нему присоединятся.

Современный Якутск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Современный Якутск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а дальше уже знакомый нам переход по маршруту Якутск-Охотск. Но в целом время на этот переход сократилось уже до вполне приличных 1,5 месяцев. По прямой здесь 800 км. Есть в день делать по 20 км, то вот и получается 40 дней. Но естественно, что прямых дорог в этих местах просто не существует в силу большого количества кряжей и рек, которые необходимо пересечь. В общем, 1,5 месяца - это быстро.

Поселок Охотск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поселок Охотск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Известна и дата отплытия Крашенникова на Камчатку - 4 октября 1737 года, то есть перед самым окончанием навигации. Небольшое судно попало в шторм, за борт были выброшены почти все ценные вещи. Хорошо хоть, что Крашенинников свой рапорт о путешествии до Охотска не повез с собой, а отправил в Якутск. Кое-как судно добралось до западного берега полуострова, но дальше идти не было никакой возможности. Отряд выдолбил лодки, на которых поднялись до Большерецкого острога. Первый этап путешествия закончился.

Усть-Большерецк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Усть-Большерецк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Итак, по прямой от Петербурга до Большерецка около 6500 км.

-12

А дальше будет еще интереснее. И красивее! Ведь Камчатка по праву претендует на звание одного из красивейших регионов страны!