Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о рождении духовного Царя всей вселенной Господа нашего Иисуса Христа, о власти Ирода Великого и об умении абстрагироваться от всякой власти для служения Богу и ближнему. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 9 января 2011 года.
Сегодня мы со всей Церковью вспоминаем событие, когда Ангел Господень во сне явился праведному Иосифу и предупредил, что Младенца Иисуса хотят убить. Весь Израиль полторы тысячи лет ожидал Его пришествия, и вот Он родился в пещере Иудейской. И сразу с первых дней царь Ирод узнал от волхвов, которые шли через Иерусалим, чтобы поклониться Младенцу, что родился Мессия и Спаситель. Царю Ироду Великому это не понравилось до такой степени, что он решил Его убить, но так как он не знал, кого именно, он поступил прагматично – решил убить всех младенцев в округе от двух лет и меньше. И таких набралось 14 тысяч человек, потому что тогда люди жили иначе, от детей не предохранялись, как от бандитов, а наоборот, каждое дитя считалось благословением Божьим, и считалось, что чем больше детей, тем больше этот человек угодил Богу, раз Господь ему так щедро даёт самое дорогое.
Так вот, люди были менее лицемерны, чем сейчас. Сейчас говорят, что дети – это самое дорогое. Если бы это было так, их бы никто не убивал, и при живых родителях не были бы сотни тысяч брошенных детей. Тогда была ситуация иная. Поэтому нашлось 14 тысяч младенцев, которые пострадали за Христа, не будучи, конечно, ничем виноваты перед Иродом
. А что же он, Ирод, бедный, так осерчал на новорожденного Младенца, что не пожалел и остальных 14 тысяч? Потому что в этом Младенце таилась угроза. Какая же угроза? Та, что Он вырастет и станет Царем Израилевым. Только Ирод, конечно, не знал, что Царство Его не от мира сего. Конечно, когда Христа будут распинать на Голгофе, сверху прибьют табличку «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19), и когда те, кто Его осуждали, спросят: «Ты Царь Иудейский?», Он ответит: «Ты говоришь». Вот этого Ирод и боялся.
И так заведено, что в разные века, и в Византийской православной империи, постоянно убивали царей. Это был один из немногих способов передачи власти. Очень опасная была профессия – царь. И последнего нашего царя убили, и наследника убили. Когда-то, во время великой ектеньи на каждом богослужении поминали очень многих из царской фамилии, что дало Ленину возможность так пошутить однажды: «Надо расстрелять всю великую ектенью». Что и было сделано, поэтому не осталось даже ни одного легитимного наследника на российский престол. Но и прежде в православной Руси очень много убивали.
Самым отвратительным было, например, убийство замечательного императора Павла Первого. И хотя, конечно, как всегда, государственная власть спрятала концы в воду, но народ прознал, и там, в Петропавловской крепости, люди из народа ежедневно на его могиле служили панихиду. Вы знаете, там совершалось множество чудес по молитвам об упокоении императора Павла Первого. И если посмотреть на те законы, которые он сумел издать, это был замечательный деятель. И как всякий человек, угодивший Богу, он был оболган. Что о нём только ни писали! Что он и дурак, и сумасшедший, и глупый человек, и так далее. Потому что он возгорелся идеей облегчить вообще участь своего народа. А вся власть и деньги были в руках дворян. И это невозможно было изменить, не ущемив их. Но, ясное дело, они этому сопротивлялись, и это вылилось в убийство.
И, как всегда, Великобритания в этом тщательно участвовала, и даже деньги давала на организацию этого заговора. Поэтому, если кто-нибудь услышит, что для России где-то делается какая-то гадость, мы обязательно увидим: уши оттуда торчат цвета британского флага. Нет ни одной гадости исторической против России, в которой бы не поучаствовала Великобритания. Почему? Только Россия угрожала власти империи Британской над всем миром. На самом деле, конечно, мы видим даже в маленьких детях желание властвовать, желание у кого-то чего-то отнять, обязательно унизить. Это свойство падшей человеческой природы. И нет ничего удивительного, что из-за желания властвовать совершается очень много преступлений.
И вот родился на земле Царь. Не только духовный Царь народа Израилева, но Царь вселенной, потому что мы исповедуем в Символе веры, что «Им же вся быша». Всё, что в мире создано, создано через Христа, через Слово Божье. Потому что Господь – участник всего того, чем мы обладаем: и земли, и неба, и в том числе нас самих. Конечно, величина власти Сына Божия несравнима ни с властью Ирода идумеянина, Ирода Великого, несравнима с властью римского императора, который на то время был самый могущественный правитель самой могущественной империи, занимающей центральное место на земле.
И что же? Он бежит, тем указывая и нам возможность, как нам жить в нашем мире, когда власть не шибко старается, чтобы облегчить жизнь народу, но, наоборот, придумывает всё новые и новые вещи, как бы побольше ободрать. Все прибавки к чему-то тут же компенсируются удорожанием. Если посмотреть по ценам, в Америке еда дешевле, в Европе мебель дешевле в три раза, лекарства везде в Европе дешевле в пять раз, чем у нас. И что же, у нас цены разве понижаются? Да нет, только повышаются. Даже человек, который хочет купить подержанный автомобиль, должен переплачивать: 2-3 тысячи государство отбирает. Ты что, делал этот автомобиль? Не делал. Ты его привез? Не привез. Человек съездил за свои деньги, купил, привёз – почему тебе за это надо платить? И ладно, если бы все эти огромные деньги, которые собираются через налоги, шли народу. Но сам председатель Следственного комитета говорит, что 40% этих денег разворовываются. Кем? Торговцами пирожками, что ли? Нет, разворовываются теми, кто стоит у власти. 40% – это его цифра, то есть официальная. Это то, что они по своим исследованиям предполагают. Но ясно, что охватить не всё можно. Поэтому, 50% или 60%, может быть, будут более точными цифрами. Поэтому неоткуда вроде и пенсию существенно повысить, неоткуда и детям-сиротам помогать. Но, тем не менее, эта безумная работа по высасыванию последних средств из населения продолжается, и с этим никто ничего не сможет сделать – и самый верховный правитель, даже если он будет вообще человеком святым и всю жизнь свою посвятит только этому. Это такая несметная туча людей, которые только и занимаются изобретением каких-то бумаг, в результате которых мы вынуждены отдавать свои деньги. Потому что они же ничего не производят, они только, как помпа, высасывают, пользуясь тем, что имеют дело с самым терпеливым на земле народом.
В его терпеливости очень много компонентов. Почему так получилось? Первое – климатические условия. Большая часть России – это такие места, где жить нельзя. И поэтому, притерпевшись к этому климату, некоторые люди и в 30-градусный мороз купаются. Людей, которые смотрят на нас из других стран, это просто удивляет. Второе – это пространство. Чтобы куда-то доехать, нужно тратить большие деньги, время, много усилий. А ещё сто лет назад они преодолевались только на лошадях и часто только зимой, потому что зимой по зимникам, по рекам можно было проехать, а летом и дорог-то не было. Третье – это долгое татаро-монгольское иго, как некая стихия безжалостная, которая требовала своего. В результате сложился определенный менталитет. Любой историк скажет, что татары, во-первых, с Церкви не брали ни копейки, во-вторых, с населения брали только 10%. Гораздо больше – сегодняшние. Состояние наше гораздо в худшем финансовом положении, чем при татаро-монголах. Это нам тоже очень хорошо нужно понимать и представлять. Четвёртое условие – это, конечно, неисчислимые страдания, которые народ претерпел в ХХ веке. Неисчислимые! Любой другой народ исчез бы с лица земли после того, что наши отцы и деды пережили со времен 17-го года, и кончая 90-ми. Это просто невозможно пережить, заплатив за это десятками миллионов жизней. Десятками миллионов! Непонятно, как после этого ещё страна существует и существует какая-то наука, существует какая-то литература и вообще что-то существует – всё время в состоянии полной безнадёжности и невозможности что-либо изменить. Плюс, конечно, вера наша православная. Во многих душах, хоть и непросвещённых, но остались следы этого православия, и русский народ сложил такую пословицу: «Бог терпел и нам велел». Если Сын Божий, Царь Израилев, вынужден был бежать в Египет от преследований, то ничего другого и нам не остается.
Но почему ничего не меняется? А потому что тех, кто по-настоящему верует в Бога, очень немного осталось. Благодаря им ещё страна существует, но их количество всё меньше и меньше. А те, кто наполняют храмы, они хотя и жмутся к Богу, стремятся к Нему, но на самом деле жизни христианской не имеют. Как Господь говорит, «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7, 8). Поэтому наша церковная жизнь духовно чрезвычайно оскудела. Поэтому ничего не меняется. Хотя, без единого выстрела советская власть, как вонючий дым, растворилась в пространстве, никто из пистолетика ни разу не выстрелил. Там, конечно, четверо ребят под танк попали, но не из героических соображений (но не будем на этом застревать). Конечно, жалко всегда ребят молодых, но это единственная героика революции. Как и во время Октябрьского переворота, который с 37-го года стал называться Великой, да ещё Октябрьской, да ещё Социалистической революцией. Вообще погибло четыре человека. Самая бескровная революция. Собственно, и не было никогда никакой революции. Договорились с Керенским, дали всем уехать спокойно и заехали в помещение, ну, и там случайно кто-то пальнул из женщин, потому что Зимний дворец охранял женский батальон. Ну, и кто-то выстрелил в ответ. Чисто техническая, но никак не революционная процедура. А потом уже навертели всякие залпы «Авроры» и много чего сочинили.
Даже когда Эйзенштейн гениальный решил снимать про это фильм, пришлось сделать декорации, потому что то, что показывают в этом фильме, в Зимнем дворце невозможно осуществить. Там всё очень камерно, красиво, компактно. Особенно толпы возмущённых революционных матросов – этого просто не было. Это просто «цирк зажигает огни», как всё в этой пропаганде, потому что большевички – они такие чудные, они о некоторых событиях, которые должны были по их планам совершиться, печатали в газетах заранее, иногда за сутки. То есть, выходит газета: произошло то-то, то-то, – а это происходило на следующий день. Но это только очевидцам известно, а очевидцев всегда не так много. Основная масса народа черпает сведения из так называемых средств массовой дезинформации, которые, собственно, для этого и существуют. Нет газет – и нет революции. Недаром Ленин говорил, что газета является организатором. Дёшево, сердито, можно всем дать определённого рода указания, собрать в одном месте, дать определённый лозунг – и поехали. А без этого как? Никак.
Как же это всё прилагается к нашей ситуации? А всё так же. На самом деле ничего не меняется. Если любого из нас поместить сейчас в древний Израиль, мы бы ужаснулись той ситуации, в которой жили люди, потому что было две власти, которые угнетали: царская израильская и римская. И те, и те жили за счёт народа. Римлян вообще не интересовали люди, их интересовали деньги. Поэтому у них даже такая была система налогов: если налоговый инспектор не дополучил с народа нужную ему сумму, он выплачивал из своих, а потом по закону имел возможность вдвое больше содрать с того, кто должен. Просто Рим ничего не интересовало: давай деньги – и все. А как там будешь их добывать...
Того, кто собирал налоги (их звали «мытари»), в народе ненавидели лютой ненавистью, поэтому в каждом небольшом городке был римский гарнизон. Без вооруженной охраны это бы всё рассыпалось. Возникали бунты. А что такое бунты? Надо усмирять. Усмиряют солдаты. А чтобы подготовить солдата, нужны годы. Плюс вооружение. Солдаты – это очень дорогая штука. До сих пор армия – это игрушка очень дорогая. Поэтому Рим терпел убытки, не хотел допускать никаких восстаний. И вот так всё время балансировали, чтобы температура котла была все время 98 градусов. Как 100 – так закипит, бабахнет, и опять всё сначала, и опять потери.
То же самое и сейчас. А почему то же самое? А в людях живут те же самые страсти: и алчность, и властолюбие, и безжалостность, и скупость, и презрение к другому человеку. Всё – то же самое. И чтобы нам выживать в этой ситуации, нам для просвещения своего ума нужно очень глубоко усвоить Евангелие. Очень глубоко, потому что оно нас научит тому, как Господь и апостолы в той безнадёжной духовной ситуации, тем не менее, всегда находили место. Христос находил место и возможность проповедовать Евангелие и Царство, а апостолы – ему служить и учиться.
И так каждый из нас. Несмотря ни на какую эпоху, несмотря ни на возраст, ни на самочувствие, каждый из нас всегда может послужить и Богу, и ближнему, и молить Бога о том, чтобы он указал то или иное решение. Потому что вся жизнь состоит из каких-то шагов, а поступок оценивается исключительно мотивацией. Вот ты делаешь то-то и то-то, а какой мотив лежит в основе? Бога прославить? Чтобы люди видели твои добрые дела и прославляли Отца, который на небесах? Или, наоборот, алчность, властолюбие, настаивание на своём? Если второе – тогда ты уподобляешься и римлянам, и царю Ироду, и неизвестно кому. А если наоборот, главным источником твоей жизни и радости является служение Богу. «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, – говорит Христос, – то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Поэтому каждый христианин абсолютно и всегда может абстрагироваться от всякой власти.
Поэтому Господь и говорит: «и кто захочет… взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5, 40). Он, конечно, не прибавляет, но по русской традиции можно сказать: пусть подавится. Потому что у него, у бедного, ничего больше нет, кроме «материального обеспечения». Кроме вот этой пошлости у него ничего нет. Так и говорят: ничего нет за душой. Потому что, если душу отодвинуть, как занавеску, и посмотреть, а что там за душой, там окажется диван, дом, автомобиль, такое всё самое главное. Хотя ни в диване, ни в автомобиле, ни в доме нет ничего плохого. А что ж плохо? Отношение к этому. Что для человека вот это главное. А на самом деле там, за этой занавеской души, должен быть Бог. Бог, который есть любовь.
И вот если мы научимся жить по любви, нам вообще будет ничего не страшно. Потому что любовь друг к другу можно оказывать и в концентрационном лагере, или, как Елизавета Фёдоровна, уже сброшенная в шахту, нашла возможность послужить своим ближним – перевязывала им раны. И так далее. То есть всегда есть возможность. И если научимся вот так жить, это будет истинное христианство.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/
https://yoomoney.ru/to/410011444526872