Найти тему
Имхи и омги

Мария Санти «О любви и деньгах. История искусства за чашкой кофе»

eksmo.ru
eksmo.ru
Давно решили, что снобистский язык искусствоведения лишь отдаляет вас от понимания истории искусств? Вы были услышаны. Окунитесь в мир настоящего искусства, где художники — такие же люди, как мы, а у героев картин тысячи недостатков. Узнайте о настоящей жизни Да Винчи, Боттичелли и Ван Гога, преследованиях Пикассо бывшей женой, дружбе и вражде Сезанна и Золя, жизни Анри де Тулуз-Лотрека в борделе, асоциальности и обидчивости В. В. Верещагина и многом-многом другом!

Честно говоря, я много слышал о "новом подходе" Марии Санти к искусствоведению. Очень хвалили её прошлую книгу, "Просто об искусстве", а мне вот попалась эта. Название не внушало, но, может, пресловутый "новый подход" порадует?

Что сказать... Искусствоведы по-прежнему "несут чушь", на сей раз в твиттер-стайл и энциклопедическом формате бульварных листков.

Если на картине изображена спелая фига - это полезно и информативно. Но если она нарисована банально и непрофессионально - картина не является произведением искусства.

Или:

Может быть, сердце царицы Итаки знало, что Одиссей жив, или ни один из претендентов не был хорош. А возможно, увлекшись искусством ткачества, Пенелопа поняла крамольную для своей эпохи мысль: можно жить без отношений и не казнить себя за это, а заниматься повседневными делами.

Или:

Одна из заказчиц Тулуз-Лотрека, звезда канкана Ла Гулю, наев бока, перешла на танец живота, потом участвовала в единоборствах и дрессировала собачек. Ровесница художника, она умерла на двадцать восемь лет позже, хотя точно так же разрушала свой организм алкоголем.

(независимо от перевранных фактов, это, кроме шуток, почти половина статьи о Лотреке!)

Факты вообще перевираются на каждой странице (хотя в целом ощущение, что автор не открывал ничего, кроме Википедии): скажем, коллекционер Сергей Щукин

революцию пережил не так болезненно, как Савва Тимофеевич Морозов, который водил по своей национализированной коллекции экскурсии на французском языке, пытаясь таким образом дистанцироваться от новой действительности.

(С учётом того, что к 1917-му Савва Тимофеевич уже 12 лет как скончался, хотя и при неясных обстоятельствах, "дистанцироваться от новой действительности" ему, похоже, удавалось как нельзя лучше. Экскурсии же по своей коллекции водил Алексей Викулович Морозов, а Сергей Тимофеевич Морозов, брат упомянутого Саввы Тимофеевича, работал консультантом основанного им самим Кустарного музея.)

Я уж не говорю про вкусовщину и фамильярщину: "Явление Христа народу" автор называет "пересушенной по цвету и композиционно скучной картиной", Сезанн у неё страдает "бубнёжкой", а Ван Гог

сначала изобретал человека в своем воображении, а потом, разочаровавшись, бегал за ним с бритвой.

В общем, трэш и угар. Не лучшая книга, чтобы начать новый год, но уж какая попалась.

#искусство #искусствоведынесутчушь #имхи_и_омги