Как хорошо было в XVIII- XIX веке – ставь запятые, где хочешь. Не хочешь – не ставь. А читатель уж сам разберётся, где тут автор сделал паузу. К тому же и авторов-то было изрядно меньше, чем сейчас. А в настоящее время часто приходится ломать голову, куда в этом предложении воткнуть запятую, чтобы правила не нарушить. Во всяком случае, у людей, которые не слишком серьёзно относились в школе к правилам расстановки запятых, такие проблемы случаются.
Разобраться с правилами поможет понимание функций запятых. Зная, зачем вообще запятые в предложении, проще будет ответить на вопрос, стоит ли их ставить.
Изначальная функция запятых
В прошлом, например, во времена Ломоносова и Карамзина запятые выполняли одну функцию — они указывали на паузу, которую должен сделать читатель. Даже название этого знака произошло от слова «запятание» — «запинка», «задержка».
Однако эту функцию выполняли не только запятые, а вообще все знаки …Чего? Вот именно – препинания. И различить, где должна стоять именно запятая, было сложно. Тем более объяснения в грамматиках были крайне нечёткие: запятая — это пауза, точка с запятой — тоже пауза, но подлиннее. А точка — ещё более длинная пауза. Насколько «подлиннее» и «более длинная», никто не объяснял.
Необходимость в чётких правилах становилась всё более очевидной с развитием литературы самых разных жанров и направлений — писатели тоже вставали в тупик, где ставить запятую, чтобы читателям понятно было. Обозначение авторских пауз – это хорошо, но часто от этого текст становится малопонятным. Ладно, художественная литература, а документы? Думаю, общеизвестную фразу: «Казнить нельзя помиловать» вспомнили все.
Первые более или менее чёткие правила пунктуации были сформулированы в книге Я. К. Грота «Русское правописание», изданной в 1894 году. А мы пользуемся правилами, утверждёнными в 1956 году. И согласно этим правилам, запятая в предложении выполняет две функции. Да, всего только две, но это не значит, что разобраться в них просто.
Разделительная функция
Тут всё ясно и просто, в соответствии с принципом: «Разделяй и властвуй». То есть запятой внутри предложения разделяется всё, что можно разделить.
- Однородные члены, если между ними нет соединительного союза «и». («В лесу водились зайцы, лисы, оборотни, лешие»).
- Однородные члены (больше двух) если между ними стоит несколько соединительных или разделительных союзов. («В этом лесу и зайцы, и лисы, и оборотни, и лешие жили мирно»)
- Однородные члены, соединённые противительными союзами «а», «но», «да» (в значении «но»). («Людям было интересно, но страшно»).
Тут есть небольшая сложность. Бывают однородные определения, между которыми можно поставить союз «и», а если его нет, то нужна запятая («Робкие, трусливые зайцы прятались под кустами»). Но если определения неоднородные, то между ними нельзя поставить союз «и», значит, и запятая не нужна («Злой серый волк крался лесной тропой»).
Если в одном предложении объединены несколько предложений, то их тоже нужно разделить — части сложносочинённого предложения выступают как однородные члены. («В тёмные ночи при полной луне оборотни выли, лешие хохотали, зайцы с лисами участия в веселье не принимали»).
В обязательном порядке разделяются части сложноподчинённого предложения, которые имеют собственные подлежащее и сказуемое. («Когда над озером взошла луна, ночь стала сказочной»).
Но если эти части, соединенные союзом «и», играют роль однородных членов предложения или имеют общий второстепенный член, то разделять их не нужно. («Когда взошло солнце, роса высохла и воздух прогрелся. К полудню вновь набегут тяжелые тучи и поднимется ветер»). В первом предложение — однородные члены с общей придаточной частью. Во втором — общий второстепенный член «к полудню». Но не всё так просто. А если ветер поднимется не к полудню, а из-за туч, то «к полудню» уже не будет общим второстепенным членом, поэтому запятая нужна. То есть постановка запятой зависит от того, из-за чего поднимется ветер. В общем, вы поняли. да? Вот в таких случаях запятая уже становится авторским знаком. Поэтому я и не работаю корректором.
Функция выделительная
Вот здесь сложнее, так как выделяться запятыми может всё. Но не всегда.
Всегда выделяются обращения («Какую же скучную тему вы мне, читатели, заказали»), деепричастные обороты, вводные слова. Но тут масса исключений, оговорок и непонятностей.
Вот, например, в случае выделения вводных слов проблема в их опознании. Просто запомнить невозможно, так как одно и то же слово в разных случаях может быть вводным или не вводным. Допустим, слово «однако». Если оно стоит в начале предложения и выполняет функции союза «но», то запятой не выделяется («Однако я за эту тему взялась»). А то же слово «однако» в значении «тем не менее» является вводным словом и выделяется запятыми. («Но я, однако, за эту тему взялась»). И в то же время само словосочетание «тем не менее» вводным не является, и запятыми не выделяется. Ну, как ещё больше всё это можно запутать?
Или слово «наконец» в значении «в итоге», «напоследок», вводным словом не является, а если «наконец» выражает нетерпение, досаду или завершает перечисление, то это уже вводное слово, которое выделяется запятыми.
Вот как тут всё можно запомнить?
Или ещё интересный пример. Определение (прилагательное, причастие, причастный оборот) в предложении запятыми не выделяются, если стоят перед определяемым словом. «Серые тяжёлые тучи догоняли нас всю дорогу». А вот если определение стоит после определяемого слова, то запятые нужны, причём выделяются не только причастные обороты, но и обычные прилагательные. «Нас всю дорогу догоняли тучи, серые, тяжёлые, наполненные дождём».
Запомнить все правила можно, конечно. Но не сразу. И без гарантии. И логическое запоминание тут не поможет. А вот интуиция — вполне. Но если она даёт сбои, то лучше на неё не надеяться, а обращаться к справочникам или к Орфограммке. Очень удобный и умный ресурс, да к тому же для писателей он был бесплатный. Сейчас наверняка сказать не могу. Там есть и справочник. А ещё есть он-лайн справочник по пунктуации и орфографии Грамота. ру. Он совершенно бесплатный. И что важно, при частом обращении к нему правила рано или поздно запомнятся.
Так что обращайтесь на Орфограммку и Грамота. ру. Они знают лучше, чем я.