Найти в Дзене
Петербург. Детали+

Античные статуи, египетские боги и мальтийский крест: чем удивляет Павловский дворец

Как я уже говорила, среди дворцов Петербурга и пригородов у меня есть любимый - Павловский. На протяжении многих лет его заботливой хозяйкой была императрица Мария Фёдоровна, супруга Павла I. Сегодня здесь можно увидеть множество подлинных вещей, тех самых, на которые смотрели Павел I и его семья. Все они находятся на своих исторических местах. Как удалось восстановить обстановку конца XVIII века после варварских и трагических разрушений, учинённых фашистами? Дело в том, что в 1795 году Мария Фёдоровна собственной рукой составила подробное описание Павловского дворца. Оно сохранилось и очень помогло реставраторам. Во дворце 30 великолепных парадных залов. Давайте заглянем в некоторые из них. Египетский вестибюль - дань моде На лестницу, ведущую в парадные залы, расположенные на втором этаже, мы попадаем через египетский вестибюль. Египетские мотивы в оформлении интерьеров на рубеже XVIII и XIX веков считались признаком прогрессивности и хорошего вкуса хозяев. Это связано с тем, что
Итальянский зал является композиционным центром Павловского дворца. Его также называют купольным. Купол поднимается на высоту 22 метра.
Итальянский зал является композиционным центром Павловского дворца. Его также называют купольным. Купол поднимается на высоту 22 метра.

Как я уже говорила, среди дворцов Петербурга и пригородов у меня есть любимый - Павловский. На протяжении многих лет его заботливой хозяйкой была императрица Мария Фёдоровна, супруга Павла I. Сегодня здесь можно увидеть множество подлинных вещей, тех самых, на которые смотрели Павел I и его семья. Все они находятся на своих исторических местах. Как удалось восстановить обстановку конца XVIII века после варварских и трагических разрушений, учинённых фашистами? Дело в том, что в 1795 году Мария Фёдоровна собственной рукой составила подробное описание Павловского дворца. Оно сохранилось и очень помогло реставраторам.

Во дворце 30 великолепных парадных залов. Давайте заглянем в некоторые из них.

Египетский вестибюль - дань моде

 Выход к парадной лестнице из Египетского вестибюля.
Выход к парадной лестнице из Египетского вестибюля.

На лестницу, ведущую в парадные залы, расположенные на втором этаже, мы попадаем через египетский вестибюль. Египетские мотивы в оформлении интерьеров на рубеже XVIII и XIX веков считались признаком прогрессивности и хорошего вкуса хозяев. Это связано с тем, что после «египетской экспедиции» Наполеона Бонапарта в Европу было вывезено множество древних памятников, и они будили творческое воображение художников, скульпторов, архитекторов.

В вестибюле Павловского дворца нас встречают 12 гипсовых скульптур в римско-египетском стиле. Женские фигуры напоминают изображения богини Изиды, которая в представлении египтян была идеалом женственности и материнства. Мужски фигуры напоминают Антиноя-Осириса, сочетающего в себе божественное величие и вечную молодость. Скульптуры символизируют 12 месяцев, над каждой из них - барельеф с соответствующим знаком зодиака.

Верхний вестибюль - напоминание о военных победах

В оформлении Верхнего вестибюля - мотивы военных трофеев.
В оформлении Верхнего вестибюля - мотивы военных трофеев.

Поднявшись по парадной лестнице, мы попадаем в Верхний вестибюль или в «Верхние сени», как говорили во времена Павла I. В этом зале проходила церемония развода дворцового караула. Стены здесь украшены лепными композициями с изображением военных трофеев, напоминающих о победах отечественной армии в Русско-турецких войнах. Над дверными проёмами - лепной орнамент в виде рыцарских доспехов, на центральном простенке – в виде оружия древнеримских воинов на фоне знамён. На потолочном плафоне изображён герб Российской империи.

Греческий зал - любимый зал архитектора Камерона

По своему оформлению Греческий зал напоминает Мраморный зал английского дворца Кедлстоун-Холл, над которым работал Роберт Адам. Чарльз Камерон учился у Роберта Адама и находился под влиянием его творческих идей.
По своему оформлению Греческий зал напоминает Мраморный зал английского дворца Кедлстоун-Холл, над которым работал Роберт Адам. Чарльз Камерон учился у Роберта Адама и находился под влиянием его творческих идей.

Для балов и торжественных приемов служил Греческий зал. Здесь на фоне белоснежных стен выделяются стройные колонны из искусственного зеленого мрамора и ниши с античными статуями. Сохранилось письмо архитектора Камерона от 1789 года, где он пишет, что Греческий зал - «один из самых лучших среди всех, имеющихся в этой стране».

Библиотека Марии Фёдоровны - уникальная коллекция скульптуры

В центре, на невысоком книжном шкафу, скульптура "Плутон, похищающий Прозерпину". Её подарил король Сардинии Виктор Амадей III, когда хозяева дворца путешествовала по Европе.
В центре, на невысоком книжном шкафу, скульптура "Плутон, похищающий Прозерпину". Её подарил король Сардинии Виктор Амадей III, когда хозяева дворца путешествовала по Европе.

Вся библиотека Павловского дворца насчитывала более 20 тысяч томов. Но в личной библиотеке Марии Фёдоровны хранились лишь самые важные для неё книги: труды по истории, философии, медицине, а также ботанике, которой она не на шутку увлекалась. Книги хранились в невысоких шкафах, а на их мраморных столешницах была целая коллекция мраморной скульптуры, выполненной итальянскими мастерами по заказу великого князя Павла Петровича. Сегодня эти произведения искусства находятся на своих исторических местах.

Зал украшают три французских гобелена, подаренные королём Людовиком XVI. Такие безворсовые ковры в те времена стоили баснословных денег, а самыми дорогими были гобелены в расцветке которых преобладали оттенки красного цвета (как в библиотеке Марии Фёдоровны). Дело в том, что красный краситель тогда умели получать единственным способом – путём извлечения вещества под названием кармин из мелких жучков, живущих в южных странах и питающихся кактусами. Способ получения красителя был непростым, к тому же, производители держали его в секрете. Поэтому не только ковры, но и одежда красного цвета в те времена была доступна лишь знати.

Дворцовая церковь - ориентир на Европу

На плафоне – переработанная придворным декоратором Меттенлейтером композиция Рубенса «Обращение Савла».
На плафоне – переработанная придворным декоратором Меттенлейтером композиция Рубенса «Обращение Савла».

Когда в 1796 году Павел I взошёл на престол, Павловск получил статус города и стал императорской резиденцией. Под руководством архитектора Винченцо Бренны была расширена площадь дворца. Появились новые залы: тронный, кавалерский, картинная галерея и дворцовая церковь.

В оформлении церкви в честь святых апостолов Петра и Павла заметен подход, характерный для Западной Европы: нет традиционного многоярусного иконостаса, значительное место отведено скульптуре. В 1799 году в этой церкви во время богослужений оглашались донесения генерал-фельдмаршала А. В. Суворова о победах русских войск в Италии.

Кавалерский зал - для приёмов в честь рыцарей Мальтийского ордена

-7

Перед дворцовой церковью расположен Кавалерский зал. Главный элемент его убранства – коллекция античной скульптуры. Отмечу, что некоторые изваяния признаны одними из лучших произведений древнеримской пластики. Стены зала украшены лепными панно, а роспись плафона выполнена «под лепку» в технике гризайль. В росписи потолка мы видим два щита, их несут богини славы. На одном щите изображён Георгий-Победоносец, а на другом – Мальтийский крест. Чем объяснить последний символ? Когда Наполеон изгнал с острова Мальта рыцарей Мальтийского ордена, Павел I взял их под свое покровительство. И торжественные приёмы в честь рыцарей проводил в этом зале.

Парадная опочивальня - чтобы не спать, а любоваться

В декоре Парадной опочивальни использованы достаточно яркие цвета.
В декоре Парадной опочивальни использованы достаточно яркие цвета.

Путешествуя по Европе, Павел Петрович и Мария Фёдоровна пришли в восторг, когда увидели в Версальском дворце парадную спальню французского короля и его супруги. Не менее шикарную опочивальню они обустроили в своём дворце.

Росписи плафона и шёлковых обоев выполнил художник Якоб Меттенлейтер по эскизам голландца Ван Леена. Большая золочёная кровать, украшенная резьбой, и другие предметы мебельного гарнитура были заказаны в Париже, в мастерской знаменитого мебельщика Анри Жакоба. Фарфор стал великолепным дополнением убранства опочивальни.

В парадной опочивальне никто не спал, для этого были другие спальни, а этой любовались сами хозяева и удивляли гостей.

Оформление интерьеров дворца проводилось в середине 80-х годов XVIII века по проектам архитекторов Чарльза Камерона и Винченцо Бренны. После пожара, случившегося в 1803 году, восстановительные работы велись под руководством Андрея Воронихина.

О хозяйке дворца, императрице Марии Фёдоровне, читайте здесь:

Самая многодетная императрица и её изысканный дворец

Все фото автора.