Найти тему
Raut Route

Интерьер в силуэтах: рассказ о выставке «Силуэт в интерьере» таллиннского актёра, танцора и фотохудожника Александра Ивашкевича

«Она сидит спиной, лица почти не видно. Но вам ведь всё равно понятно, про что она сидит. Потому что о чём ты думаешь, таково и твоё тело», — этими словами автор объясняет суть своих фоторабот, представленных в эстонском Замке Фалль.

Мне кажется, что в этом же состоит и секрет их притягательности. Модели (они же, часто, и заказчицы портретов) не просто принимают некие заученные (читай, вымученные) позы — так сказать «для красоты».

Фотограф побуждает их к созданию некой истории, передаче эмоции, а лучше — мысли. Только тогда изображение получается не плоским, а глубоким, многомерным. Его интересно изучать, долго и внимательно рассматривать — читать «написанное».

Выставка в Замке Фалль открылась в середине декабря прошлого года и будет работать до марта текущего. Периодически Александр планирует проводить здесь авторские экскурсии. На первой из них, состоявшейся в день православного Рождества, 7 января, мне повезло побывать.

Почему «повезло», спросят иные. Не интереснее ли было оказаться на вернисаже?

Нет. Потому что вернисаж — по крайней мере, здесь, в Эстонии, — событие, скорее, официальное, протокольное, регламентное. На нём произносят «речи», а не делятся пережитым. «Проводят» открытие и «присутствуют» на нём, а не просто встречаются с друзьями и единомышленниками, чтобы поговорить об искусстве и красоте.

Вот и Александр Ивашкевич подтвердил, что в рамках вернисажа не рассказал присутствовавшим и десятой доли того, о чём шла речь в ходе авторской экскурсии. А речь на ней шла…

О том, как придумываются истории для фотографий. Как находятся модели для фотосессий. Как художник добивается такого свечения их кожи. Своя татуировка на спине одной из них или нарисованная. Какую роль играют рамы и паспорту. На чём ещё, помимо фотобумаги, можно печатать снимки. С какой целью на одной из работ присутствует воробей, а на другой — кот. Работает ли автор в жанре мужского портрета, пейзажной фотографии, архитектурной съёмки или натюрморта. И как, вообще, он дошёл до жизни такой: был — и есть! — популярным и востребованным актёром театра и кино, танцором степа, хореографом и педагогом, а теперь стал ещё и фотохудожником.

На последний вопрос Александр отвечал особенно охотно. Сообщил, что занимается фотографией уже более 15 лет, но только сейчас почувствовал, что уже может, имеет право, называть себя именно художником.

Возможно, этому способствовало международное признание — работы Ивашкевича только в 2022 году приняли участие в нескольких международных выставках в Монако, Лондоне, Гамбурге, Кёльне и Гонконге, где завоевали ряд престижных наград. Многие снимки находятся в частных коллекциях в Эстонии, Латвии, России, Швеции, США и Голландии.

Критики пишут, что за произведения Ивашкевича отличает особый узнаваемый стиль. Что, благодаря своему подходу к фотосъёмке (во время которой, по словам самого Александра, он использует элементы систем Константина Станиславского и Михаила Чехова), автор не только подчёркивает естественную красоту моделей, но и раскрывает неожиданные стороны личности своих героев. Сами же модели называют фотосессии психотерапевтическими, поскольку чувствуют, что они меняют их как внешне, так и внутренне.

Точнее сначала внутренне, а уже потом, как следствие, и внешне. Последовательность, по мнению Александра, всегда бывает именно такой. И красота лица и тела всегда является отражением красоты души и мыслей.

Именно по таким канонам работали в своё время великие живописцы прошлых лет. Именно этим, по признанию Александра, их творчество всегда его вдохновляло. И именно это, по словам Андрея Дворянинова, побудило его предложить организовать данную выставку в стенах старинного Замка Фалль.

Работы и правда оказались очень созвучны усадьбе, построенной в 1833 году и принадлежавшей сначала Александру Бенкендорфу, затем Марии Волконской, потом советским военным и, наконец, своему нынешнему владельцу, Андрею Дворянинову, который восстановил комплекс практически из руин и вдохнул в него новую жизнь.

История этого памятника культуры настолько интересна, что заслуживает отдельной статьи, которую я в ближайшее время непременно напишу (UPD: написала, читайте здесь). И уж точно является мощным дополнительным стимулом побывать на выставке.

Работать она будет, напомню, до марта. Адрес: Эстония, Ляэне-Харьюский уезд, посёлок Кейла-Йоа, Парковая аллея, 5, Замок Фалль (от Таллинна примерно 30 минут на машине или автобусе).

Вероника Милославская

Фото автора

P. S. На этой выставке меня не покидало ощущение, что зрители подсматривают за чем-то очень интимным. На другом недавнем вернисаже подобного эффекта не наблюдалось, хотя на нём было официально объявлено, что «Смотреть в окна разрешается».