Найти тему

Роспотребнадзор рассказал о чарджбэке - способе вернуть деньги за покупку

В настоящее время существует несколько способов вернуть деньги за товар ненадлежащего качества или при нарушении других прав потребителей, не доводя дело до суда. Одним из таких способов является чарджбэк - процедура оспаривания платежа по банковской карте. К чарджбэку прибегают при разногласиях между покупателем и продавцом товара или исполнителем услуги. Схема возврата выглядит следующим образом. Покупатель, права которого были нарушены, обращается в свой банк и просит его вернуть деньги на счет. Банк оценивает, можно ли начать процедуру чарджбэка. В тех случаях, когда это возможно, он передает претензию покупателя платежной системе, которая отправляет ее банку продавца. Тот выясняет, действительно ли его клиент обязан вернуть деньги. Если все так и есть, он спишет нужную сумму со счета продавца и через платежную систему отправит ее банку покупателя. После этого возврат поступит на счет самого покупателя. В процессе возврата платежа через чарджбэк участвуют: банк покупателя, банк продавца (исполнителя) и платежная система, через которую производилась оплата. Ситуации, в которых можно запросить возврат, определяются в правилах платежных систем и самих банков. Вот наиболее распространенные из них: вы оплатили товар, но неполучили его. продавец доставил не тот товар, который вы заказывали, или отправил бракованную вещь. Вы вернули покупку, но денег обратно не получили. с карты сняли больше, чем стоил товар или услуга. отель заявлял, что бронь можно отменить бесплатно, но, когда вы это сделали, с вас все равно взяли оплату за номер. Правила и сроки процедуры устанавливают платежные системы. Следует учитывать, что поскольку в российском законодательстве нет понятия "чарджбэк", банки самостоятельно принимают решение - пользоваться этой процедурой или нет. Что нужно сделать, чтобы вернуть деньги через чарджбэк? Процедура состоит из нескольких этапов. 1. Попытаться уладить проблему с продавцом или исполнителем услуги самостоятельно. Этот шаг нельзя пропустить. Банк не примет заявление на чарджбэк, пока потребитель не докажет, что уже пытался вернуть оплату самостоятельно. 2. Подать в свой банк заявление на возврат Сделать это необходимо сразу же после того, как был получен отказ продавца/исполнителя либо ответ не поступил. Платежные системы устанавливают разные сроки подачи заявления на чарджбэк в зависимости от того, в какой момент прошла оплата покупки. 3. Дождаться решения банка. Необходимо отметить, что при разрешении вопроса банк руководствуется регламентом платежной системы, а не законом "О защите прав потребителей", в связи с чем перечень ситуаций, когда указанным способом денежные средства подлежат возврату, может быть ограничен. В любом случае, при невозможности решения вопроса в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться с соответствующим иском в суд.