Найти в Дзене

🔔 Система образования в СССР: достоинства и недостатки

Оглавление

Действительно ли систему образования в СССР можно считать лучшей в мире?

Кто-то с уверенностью соглашается, а кто-то говорит о губительном воздействии идеологических принципов. Без сомнения, пропаганда существовала, но благодаря пропаганде в небольшие сроки была ликвидирована безграмотность населения, образование стало общедоступным.

📚 Немного из истории советского образования

Официально датой ее создания в СССР считается 30 декабря 1922 год.

Согласно переписи населения, проведённой в царской России еще в 1897 году, процент обученных грамоте людей составлял 28,4%. У женщин он находился на уровне 13%. Советская власть остро нуждалась в грамотных, высокообразованных специалистах. Только они могли вывести страну на новый качественный уровень развития.

В 1923 году Совет народных комиссаров РСФСР принял решение разработать план всеобщего обучения (Всеобуч). Аналогичные планы были приняты во входящих в состав СССР республиках. Дети получили возможность обучаться не только в городах, но и небольших деревнях, кишлаках и аулах.

В середине 20-х годов в стране стали повсеместно появляться детские сады. Они открывались не только в городах, но и в деревнях. Детские сады стали первичным звеном советской системы образования.

В 1930 году было введено всеобщее начальное образование, что позволило в целом справиться с массовой безграмотностью населения страны.

Первые годы после образования СССР были временем огромных экспериментов в системе образовании. В 1934 году в школьную программу вернулся предмет «История». Достигнутый до 1941 года уровень школьного образования в стране резко упал в годы ВОВ. В послевоенные годы систему образования в стране пришлось выстраивать заново.

В конце 50-х годов стали создаваться специальные школы с углублённым изучением предметов. Получать дополнительные знания можно было на факультативных занятиях и в многочисленных специальных клубах. Большое внимание при разработке школьных программ уделялось точным наукам.

СССР поставил перед собой задачу усиления технологической конкуренции на мировой арене. Стране требовались высококвалифицированные специалисты.

📚 Достоинства и недостатки системы

Известный педагог-новатор Виктор Шаталов говорил:

«В послевоенные годы в СССР возникла космическая, поднялась оборонная промышленность. Все это не могло вырасти из ничего. Все основывалось на образовании. Поэтому можно утверждать, что наше образование было неплохим».

Плюсов действительно было много. Во-первых – это качество обучения.

📌 Фундаментальность и разносторонность знаний

В советской школе выделился мощный ряд ведущих предметов, среди которых был русский язык, биология, физика, математика - изучение дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным. В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания. Эти знания становились тем крепким фундаментом, на котором можно было «построить» что угодно и впоследствии воспитать специалиста по любому профилю.

Была синхронизация получаемых знаний по разным предметам. Факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики. Новые понятия и термины вводились параллельно, что помогало структурировать знания и формировать у детей целостную картину мира.

📌 Наличие стимула и вовлеченности в учебный процесс

Мотивация к учебе удавалась благодаря взаимодействию нескольких факторов:

• Оценки по предметам соответствовали полученным знаниям. В СССР не боялись ставить двойки и тройки даже за год. Двоечника могли оставить на второй год: это был мощный стимул взяться за учебу. Оценку нельзя было купить: приходилось учиться, ведь по-другому заработать отличный результат было невозможно.

• Система шефства и опеки в СССР была неоспоримым преимуществом. Слабый ученик не оставался один на один со своими проблемами и неудачами. Отличник брал его под свое попечение и занимался, пока двоечник не добьется успехов.

• Равные условия для всех. Общественный статус и материальное положение родителей ученика никак не влияло на результаты в школе. Все дети находились в равных условиях, учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех. Школьных знаний было достаточно, чтобы поступить в ВУЗ, не нанимая репетиторов.

• Упор не только на обучение, но и на воспитание. Советская школа охватывала свободное время ученика, интересовалась его увлечениями. Секции, внеурочные занятия, были обязательными и порождали интерес к дальнейшему обучению.

• Наличие бесплатных факультативных занятий. Кроме обязательной программы, регулярно проводились факультативы для желающих. Действовали тысячи дворцов и домов пионеров, станций юных техников, юных туристов и юных натуралистов, множество других кружков. Занятия по дополнительным дисциплинам были бесплатными и доступными для всех, у кого было время и интерес их изучать.

Совокупность указанных факторов порождала огромный стимул к учебе, без которого советское образование не было бы таким эффективным.

📌 Требования к педагогам и уважение к профессии.

Педагог в советской школе – это образ с высоким социальным статусом. Учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высоко моральных людей, на которых нужно ровняться. Быть учителем считалось почетно.

Такая ситуация сохранялась до 1970-х годов. Учителя имели сравнительно высокие зарплаты даже по сравнению с квалифицированными рабочими. Но ближе к «перестройке» ситуация стала меняться. Снижению авторитета личности учителя способствовало развитие капиталистических отношений. Установка на материальные ценности, которые теперь стали достижимыми, сделали профессию педагога малоприбыльной и непрестижной.

Однако в советской системе образования можно отметить некоторые недостатки.

• Упор на теорию, а не на практику. Известная фраза А. Райкина:

«Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте…»

родилась не на пустом месте.

• Низкий уровень обучения иностранным языкам. Отсутствие опыта общения с носителями порождало изучение языков на основе штампов, которые не менялись в учебниках из года в год. Недоступность учебной иностранной литературы, аудио- и видеозаписей, отсутствие необходимости общения с иностранцами отводило изучение зарубежных языков на второй план.

• Отсутствие доступа к зарубежной литературе. В связи с этим в 1992 году, когда западные веяния стали доступными, школьная система показалась устаревшей и требующей реформации.

• Отсутствие домашнего образования и экстерната. Сложно судить, хорошо это или плохо, но отсутствие возможности у сильных учеников сдать предметы экстерном и перейти в следующий класс тормозило развитие будущих передовых кадров, уравнивало их с основной массой школьников.

Безусловно, достоинства советского образования остаются очевидными. Возможно, мы вернемся к опыту СССР, освоив его положительные стороны с учетом современных требований общества.

Пишите в комментариях ваши воспоминания о временах Советского Союза. Ставьте ❤️ если понравилась статья), подписывайтесь на наш канал.

Источник:

https://pikabu.ru/story/sistema_obrazovaniya_v_sssr__bezukoriznennyie_plyusyi_i_malenkaya_lozhka_degtya_5399787

Система образования СССР: особенности, достоинства и недостатки