Как я уже писал раньше, первым мои судном после училища оказался пассажир, а должность – 4 помощник капитана. Первым наставником по работе – старший помощник капитана Н. Н. Очень серьёзный пожилой мужчина, гораздо старше капитана. Хотя капитана я тогда видел только издали, все указания получал непосредственно от старпома. А первой работой – печатание судовых ролей. Почему-то этому нас в училище и не учили. Учили всяким наукам: физике, химии, высшей математике, сопротивлению материалов, научному коммунизму, которые так в жизни и не понадобились. А вот печатать на машинке научить сочли ненужным. А печатать потом пришлось всю жизнь. До сих пор печатаю, правда, теперь уже на компьютере, но клавиатура-то та же самая, как научился сам – одним пальцем. А сколько я бумаги перевёл, пока создал первую судовую роль – вспомнить страшно. Ну чего можно было ожидать? Экипаж-то под сотню человек. Сделал ошибку – всю закладку в корзину.
Вторая по важности работа – несение вахты. Ну на мостике – понятно. Следить, чтоб судно не сбилось с курса и не столкнулось с другими судами. То есть следовать прокладке, которая на постоянной линии тоже была постоянной, прочерченной кем-то годы назад и обновляемой ежерейсно, так как надо было всё-таки стирать нанесенные помощниками обсервации. И под неусыпным контролем старшего помощника. Правда, постепенно он стал появляться на мостике во время моей вахты всё реже и реже. Пока совсем не исчез. А меня перевели в третьи помощники.
Но и на стоянке были вахты. Тут главное было – ведение журнала учёта посетителей.
Да, да. Вы не ослышались. Журнал учёта посетителей был на советских судах задолго до изобретения ISPS, придуманного после взрыва башен-близнецов в Америке в 2001 году. Поэтому на наших судах и в прошлом веке никаких взрывов не было, террористам не было никаких шансов проникнуть на советское судно. Контроль несения вахты осуществлялся очень тщательный, как инспекторами портнадзора, так и хитрыми пограничниками, которые иногда подсылали провокаторов с фальшивыми пропусками с вклеенными собачьими мордами, а мы их доблестно отлавливали и сдавали вызванным по тревоге нарядам милиции.
Вот такие архаичные времена вспомнил. Но событие, о котором я хочу рассказать, произошло ещё до моего появления на судне. А узнал я о нём и вовсе много лет спустя, когда уже сам был старпомом, от одного из участников, который был инженером-наставником. Но во времена былинные, о которых он мне поведал, он был простым старшим механиком и ему пришлось столкнуться с зеленым змием чуть ли не в рукопашном бою.
А произошло вот что. После какого-то праздника судно выходило из порта. Тут точно не помню, назывался ли конкретный порт или нет, но почему-то вариантов в моей памяти оказалось два: или бухта Золотой Рог во Владивостоке или залив Находка. Капитан был в явно приподнятом не без помощи зеленого змия настроении, на мостике также находился суровый старпом и, как часто бывало, первый помощник капитана, которому просто делать было нечего. И вот капитан лихо нажал на гашетку машинного телеграфа до самого полного хода. Наверное, и углы начал срезать, чтобы побыстрее вырваться на морские просторы. Но бдительный старпом сделал ему замечание, что скорость движения по внутренней акватории ограничена, - с сдвинул ручку телеграфа на передний средний. Капитан опешил от такой наглости и демонстративно переставил ручку телеграфа на самый полный. Старпом тоже упёрся: «Капитан, вы пьяны! Я беру управление судном на себя!» И опять дернул ручку телеграфа. Капитан не уступал какому-то старпомишке. «Я сам управляю судном, не мешайте, уйдите с мостика». Опять дернул ручку в свою сторону. Стармех не утерпел и подал голос из машинного отделения: «Что там у вас на мостике происходит? Почему команды меняются так часто?» Старпом, оказавшийся ближе всех к микрофону ответил: «Капитан пьян, я беру на себя управлением судном. Исполняйте мои команды. Средний ход!» Тут в спор неожиданно вступил первый помощник капитана. А как же, ведь «партия – наш рулевой». Помполит решил взять контроль над ситуацией в свои политически правильные руки. Он перехватил микрофон и сообщил в машину: «Капитан и старпом неадекватны. Я беру командование судном на себя. Слушать только мои команды!» Стармех оценил страсти, бушующие на мостике, и понял, что ситуация критическая. Он тоже решил поиграть в игру «кто главный» и сказал: «А я беру управление судном на себя. Отдавайте якорь, пока не проспитесь, судно дальше не поедет.» И дал стоп машине с местного поста управления.
Далее он не знает, кто отдавал якорь, в каком месте. Ему из машины не видно. Он рассказал только, что вскоре в дверях ЦПУ появился разъяренный капитан, готовый наброситься на стармеха с кулаками. Но совместными усилиями машинной команды был укрощен и отправлен восвояси, едва ли не связанным по рукам и ногам, не солоно хлебавши. Позже портконтроль обеспокоился, почему пассажирское судно бросило якорь посреди фарватера. Кажется, прислали катер для выяснения обстоятельств. Но капитан, имея определенный вес в руководстве порта и пароходства, выкрутился из неприятной ситуации. Стармех вскоре навсегда покинул судно. Старпома я ещё застал, это и был незабвенный Н. Н. Мне только были непонятны несколько натянутые отношения между ним и капитаном, которые я относил просто к оттенкам субординации. Насчёт помполита не знаю, оставался ли при мне тот же геройский принявший, пусть ненадолго, на себя управление судном в ответственный момент, или уже новый.
Вот такой смешной случай произошёл по вине зеленого змия. Но, возможно, последствия могли бы стать не такими весёлыми, если бы ему не преградили дорогу мужественные старшие офицеры судна: старпом, помполит и стармех. Вот за них и выпьем!
Спасибо за прочтение и комментарии.