Внешний вид конструктивистских зданий определялся исключительно их внутренней функцией. Техническое наполнение - вот что ставилось во главу угла при постройке. В итоге, такой подход являл миру смелые планировки жилья и иных присутственных учреждений. Давайте рассмотрим самые необычные технические эксперименты архитекторов эпохи авангарда.
Отказ от лестниц
Архитекторы 20-х годов предполагали, что новые промышленные города привлекут большое количество людей. А значит, любое госучржедение должно их как-то переваривать и обслуживать. Лестница - вот узкое место многоэтажного здания. Подниматься по ступеням труднее, нежели идти вверх по плавному подъёму.
Поэтому при постройке лабораторного корпуса МЭИ проектировщики пошли на эксперимент - лестница была заменена на восьмиэтажный пандус. Интересно, что элемент был вынесен за пределы здания и образовал подобие башни.
Отказ от ванных и кухонь
Одна из целей коммунистов - освобождение женщины от бытового рабства. Поэтому раннесоветские архитекторы пытались убрать быт из жилища новой формации, делая его общим. Как итог, в новых конструктивистских районах стали появляться общие кухни, прачечные и даже душевые.
Чаще всего бытовое заведение строилось между домами с выходом в каждый корпус. Жителям не надо было выходить на улицу. Они могли прямиком в домашней одежде спуститься, чтобы позавтракать или пообедать.
Личная ванна - признак буржуазии, поэтому общие душевые на каждом этаже стали признаком современного жилья. В частности, в Саратове в доме-коммуне были даже двухъярусные санузлы.
Лифт без дверей и остановок
Эффективное обслуживание граждан и их перемещение между этажами требовало оригинального подхода. В начале ХХ века электрические лифты были дорогими, поэтому в зданиях стали использовать патерностер. Патерностер - непрерывно движущийся лифт, куда могут зайти только один-два человека. Весь механизм состоит из двух кабинок и двух шахт.
Поднявшись на самый верх, кабинка перескакивала в соседнюю шахту и спускалась. Скорость подъёма около 15 секунд на этаж. К сожалению, сегодня действующий патерностер остался только в Минсельхозе.
А настоящим заповедником диковинного механизма считается Германия. Там сохранилось около двух сотен работающих патерностеров.
Разнесённые лестницы
Сейчас дополнительный выход из кинотеатра или ДК - дань пожарной безопасности. А в 20-30-е годы - это критерий эффективного использования зала. Поскольку культурные походы горожан были массовым явлением, то сеансы шли практически без остановки. И в этом случае нужно, чтобы зал освобождался быстро.
Для этого в Домах Культуры стали сооружать отдельные входные и отдельные выходные двери. При этом маршруты зрителей не пересекались. Самый яркий пример - Дом культуры имени Русакова в Москве. Зрители попадали внутрь через первый этаж, а выходили через балконы второго этажа.
Вот такие технические решения использовались в период расцвета конструктивизма. О каких приёмах и механизмах знаете вы?
Пишите ответы в комментарии. А ещё жмите на большой палец под статьёй и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.