Сказка - это быль и небыль одновременно. В волшебных сказках как нигде проявляется коллективное бессознательное человеческой психики. К. Г. Юнг высоко оценивал роль сказки. Основным моментом в ней он считал «процесс индивидуации», т.е. обновление и расширение эго-сознания. Происходит это за счет трансформации главного героя, который переходит от проблемного состояния к желаемому, подключая для этого ранее не осознаваемые им ресурсы.
Новогодняя пора – самое подходящее время для рождения новых сказок. Одну из них представляю сегодня вашему вниманию.
Итак, сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, и было у него три сына. Двое старших: разумные, основательные, рассудительные. Пришло время, они женились, и царь выделил им земли для самостоятельного правления.
Младший сын Данила рос смышленым, добродушным, но взрослеть никак не собирался. Вышел он и лицом и статью, а только не видел в нем отец своей опоры для смены правления. Жениться Данила тоже не хотел. Нравилось ему смущать девичьи сердца своими шутками-прибаутками.
Время шло, царь старел, стал чаще хворать, но не мог передать оставшиеся земли для правления младшему сыну. Видел он, что не готов был Данила принять эту ношу.
Вот как-то поведал отец сыну о прекрасной царевне, что жила за тридевять земель. Рассказ отца пробудил интерес Данилы, и решил он отправиться в путь, чтобы посмотреть на царевну. Нелегкая дальняя дорога ожидала его.
В один день идет царевич по полю, солнце припекает. Решил он передохнуть под деревом. Лег в тенечке, да и проспал до вечера. Проснулся, а уже смеркается. " Куда в ночь идти?" – подумал молодец и продолжил спать до утра. Так он обычно и поступал во всех делах, отчего и прослыл несерьезным, да ненадежным.
Поутру царевич стал размышлять: стоит ли продолжать такой утомительный путь или вернуться домой к родимой матушке. Но вспомнил Данила взгляд отца, его напутственные слова и решил продолжить идти дальше.
Мимо пробегал зайчишка по своим заячьим делам. Засмотревшись на царевича, он наступил на хрупкую ветку, которая треснула и зажала его заднюю лапу. Стал заяц дергать ее, пытаясь освободиться. Не получается. Слышит царевич шорох где-то рядом. Пошел посмотреть и увидел зайку в беде. Помог он зверьку выбраться и пошел дальше. Данила был добрым и отзывчивым, потому помочь живому существу для него было дело привычное.
Шел царевич и по дороге размышлял о своей жизни. Вон братья, сумели - таки построить семьи, правят землями самостоятельно, а у него ничего не получается. За что он не берется, до конца не доводит, до цели не доходит.
А цель у Данилы была, вернее мечта, желание. Представлялось ему, что жена у него будет непременно красавица. На землях, что ему были уготованы, он хотел, чтобы паслось вдоволь скота и кроме привычных росли еще и диковинные растения. Народ на этих землях собирал бы богатый урожай и радовался жизни. Чтобы мечта осуществилась, оставалось ему жениться и стать серьезным. Пока Даниле это не удавалось. Как только ступал он на праведный путь, так словно голос какой-то нашептывал ему: «Успеешь еще пожить праведно, а пока развлекайся, веселись, отдыхай». И Данила пускался во все тяжкие: пил вино, развлекался с молодухами. Одним словом, терял голову.
В таких размышлениях дошел царевич до реки широкой. Видит, вплавь не переплыть ее, вброд не перейти. Устроился он по привычке под деревом, чтобы отдохнуть, да возвращаться домой. Только прикрыл глаза он, как явился ему Лесовичок. Невысокого роста, на голове красная шапка, взгляд мудрый и лукавый:
- Вставай, Данила. Пора через реку переправляться.
- Как переправляться - то? – отвечает ему царевич, - реку мне не перейти.
- А ты подумай, прежде чем отказываться. Парень ты смекалистый, выход точно найдешь, – настаивает Лесовичок.
Очнулся Данила от того, что кто-то толкал его в бок. Смотрит, а это заяц, которому давеча он помог. Манит зайка его за собой, он и пошел за ним.
Привел его заяц к лозе:
- Тебе она пригодится.
Поразмыслил царевич и понял, что и Лесовичок и заяц на плот ему намекают. А вместо топора можно лозу использовать для связывания бревен.
- Фу, ерунда какая! – вскинулся Данила. - Где я бревна-то возьму? Топора ведь нет! Ничего не выйдет. Ворочусь домой и скажу, что ничего у меня не получилось. Не впервой, поди!
А зайчишка его вновь толкает, за собой ведет и приводит к бобрам. Те обосновались прямо у реки:
- Они тебе помогут с бревнами, но прежде ты им помоги, - поясняет заяц. - Повадился к ним волк, уже двоих детенышей утащил.
Пошел Данила искать волка, вести с ним переговоры и убеждать его оставить в покое бобров. За это пришлось и волку кое в чем помочь.
Было у царевича ценное качество: умел он находить общий язык и с людьми, и с животными.
Продолжение следует.
Автор: Кытманова Наталья Мирославовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru