Найти тему
Край Смоленский

Из деревенской жизни: Латыши

Вот и подоспела очередная публикация из очерков талантливого смоленского журналиста конца XIX – начала XX вв. Сергея Матвеевича Черкасова (начало 1860-х гг. – 1909). Предлагаем к ознакомлению небольшую заметку о переселенцах, опубликованную в газете "Смоленский вестник" в 1900 году.

Проезжая по Поречскому, Духовщинскому и отчасти Смоленскому уездам, нередко можно встретить небольшие поселки и хутора, отличающиеся от русских деревень характером своих построек, большею культурою окружающих нив, расчищенных покосов, в порядке содержимых лесных участков. В этих поселках живут латыши, переселившиеся сюда на купленные земли, главным образом, из Прибалтийского края. Высокие арендные цены земли на их родине и почти что невозможность приобрести участок в собственность заставила более предприимчивых латышей покинуть свою родину и разбрестись по всей России в поисках земли.
В Смоленскую губернию латыши начали переселяться лет двадцать пять тому назад. Первые семьи латышей, если не ошибаюсь, поселились в Поречском уезде, куда их вызвала одна владелица отдаленного от городских поселений имения, к тому же малокультурного и весьма запущенного. Эта помещица по весьма сходным ценам сначала отдала в аренду участки десятин по 20-ти, а потом тоже по невысокой цене продала в собственность их. Скоро бесплодные дебри, болота и запущенные пахоты превратились в хорошие нивы, покосы и чистенькие лесочки.
Примеру первых переселенцев последовали другие латышские семьи, и в настоящее время поселки их разбросаны почти по всей губернии, но больше остальных уездов они народились в Поречском и Духовщинском. Вероятно, это случилось потому, что в этих уездах и цена на землю ниже, да больше пространств никем не обрабатываемой пустеющей земли. Латыши и теперь, переселяясь в нашу губернию, по большей части сначала арендуют земли и действительно трудом, энергией и предприимчивостью сколачивают, копейка к копейке, сумму денег, потребную для покупки земли, а потом и становятся уже собственниками.
Латыши, селящиеся у нас, народ крепкий, высокий, жилистый; они все поголовно грамотны по-своему, кроме того, между ними немало знающих и русскую грамоту. Помимо главного своего занятия – земледелия – они все кустари, между ними немало хороших плотников, соединяющихся в артели, столяров, сапожников, портных, все они умеют делать особого рода мебель из дубовых и ореховых прутьев: столы, диваны, кресла, стулья и проч. Если эта мебель не отличается особым изяществом, то достаточно крепко сделана и вследствие своей дешевизны охотно раскупается на городских рынках небогатыми обывателями. Руки у латышских баб можно назвать прямо золотыми: без всяких особых механизмов они ткут довольно тонкое полотно и холст, тонкие шерстяные материи, драп, которые по чистоте работы мало уступают фабричным, а прочностью своей много превосходят их. Посмотрите на латышей в праздник: какими они франтами одеваются, между тем в их костюме вы не найдете вершка купленной материи: все свое, домодельное. Обстановка в их жилищах резко отличается от крестьянской, по чистоте своей и характеру мебели она напоминает собой мещанскую средней руки, и все это работа своих рук.
Первых поселенцев-латышей местное население встретило довольно недружелюбно, видя в них людей, чуждых себе по языку, вере и обычаям, а главным образом, полагая в них серьезных и опасных конкурентов при покупке земель. Но когда местные мужики поближе ознакомились с латышами, отношения изменились; между ними завязались знакомства, и некоторые более культурные способы обработки земли, в чем мужики убедились воочию, стали прививаться к крестьянам. Кроме того, мужики видели, что латыши покупают те земли, которые или совершенно непригодны для них, или которые им не под силу. Пошло даже дальше: русские мужики начали приобретать в товариществе с латышами участки земли и селиться на жительство в одних с ними поселках, были даже, хотя и редкие, случаи смешанных браков.
В настоящее время немало латышей уже приобрело и еще приобретает земли при содействии Крестьянского поземельного банка, причем большинство из них одиночки, хотя немало их составляет товарищества, в которых участвуют также русские. Но товарищества эти составляются не с целями общинного пользования землей, а просто потому, чтобы не упустить из рук значительный и хороший участок земли, продавец которого не желает разбивать его на участки и продавать их в розницу. Приобретя такой участок, латыши, а если в товариществе участвуют и русские, разбивают его на отдельные для каждой семьи участки, которыми без всяких перемен владеют и пользуются, передавая таковые в наследственном порядке.
Общинный дух вообще у латышей отсутствует и уступает место семейному иерархическому началу. По пункту 5 правил о крестьянских товариществах приобретение земли при содействии Крестьянского поземельного банка отдельные члены товарищества, а равно члены семейств сих лиц, подчиняются в отношении порядка наследования, выдела и т.п. действию общих узаконений, установленных для сельских обывателей», так как по силе 38 статьи общих положений порядок этого наследования может определяться (и иногда определяется) местными обычаями, то об этом должен быть составлен приговор, в котором товарищество должно, между прочим, засвидетельствовать сущность обычая наследования. Благодаря этого возникают недоразумения: если товарищество состоит из русских и латышей – каким обычаем должно руководствоваться при наследовании: тем ли, который существует у крестьян той местности, где приобретена земля, или же тем, который на родине латышей; или каким обычаем должно руководствоваться, когда товарищество состоит из одних латышей: русским или латышским и чем можно подтвердить действительность последнего. Вероятно, это недоразумение как-нибудь и устранилось де факто, если бы не нужно было копию приговора о наследовании отсылать в отделение Крестьянского банка, и если бы между наследниками не могло возникнуть взаимно исключающих претензий на наследство. Такие недоразумения доходили до местного отделения банка, и оно не признало себя компетентным в решении их и с вопросом этим для принципиального его разрешения обратилось в совет Крестьянского банка.

Источник: Касов С. Из деревенской жизни. Латыши // Смоленский вестник. 1900. 2 мая. №97. С. 2-3.; научно-популярный журнал "Край Смоленский" №11, 2022г., стр.58-59.

Автор: Юрий Шорин

Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.

Почитайте и другие материалы из этой серии:

"Очерки минувшего: на ярмарке"

«Деревенские обстоятельства»

"Тяжкая доля крестьянская"

"Крестьянский дровяной промысел конца XIX века"

"Из деревенской жизни: на сельской ярмарке"

"Из деревенской жизни: в деревне"