По просьбе уважаемых подписчиков начинаю цикл статьей о поисках пропавшего самолета Н-209. Описывать эти поиски я буду, основываясь на совершенно открытых источниках, в основном на публикациях газет тех лет, которые затем буду уточнять по воспоминаниям участников и по документам. Но, в принципе, если смотреть на газетные публикации отстранённо, беря из них только информацию, пропуская ее через сито простого здравого смысла, и отфильтровывая идеологическую шелуху, то даже по советской прессе картина с поисками получается совершенно ясной. Никаких загадок. Или почти никаких.
У меня здесь будет именно ИСТОРИЯ поисков, я не собирался самостоятельно разыскивать самолет и высказывать гипотезы, где он находится. Разумеется, полностью избежать предположений невозможно, так же как и анализа чужих оценок, но я постараюсь делать это по минимуму.
Это статья – хранилище ссылок, или, можно сказать, оглавление всего цикла. Как и прошлый раз, в цикле по "Загадкам" Леваневского у меня просьба читателям каждый раз доматывать текст до конца, иначе местный алгоритм решит, что статья никуда не годится, ее никто не читает, и сделает в отношении меня соответствующие выводы.
Чтобы публикация не была совсем пустой, я сразу начну, и в этой статье попробую предварительно описать место исчезновения самолета «Н-209», основываясь на сообщениях правительственной комиссии, добавив к ним самую элементарную физику и географию в пределах 6 класса.
Описываем место вероятного нахождения самолета и зону возможных поисков
Расстояние от Москвы до Северного полюса составляет почти ровно 3800 км. Самолет «Н-209» под командованием С. Леваневского пролетел это расстояние за 19,5 часов. Его средняя скорость составила примерно 195 км/ч, что довольно неплохо. После полюса самолет должен был взять меридиан Фербенкса и до отключения двигателя не было причины считать, что он выберет другое направление. Это и простое здравое предположение, но и сам Леваневский в газетной статье «Сталинский воздушный путь» накануне вылета прямо сообщал, что будет двигаться по 148-му меридиану, на котором и лежит Фербенкс.
После прохождения Полюса скорость увеличиться не могла – согласно докладам экипажа мешал сильный встречный ветер, а потом еще и добавились проблемы с двигателем. Точное время, когда именно это случилось, неизвестно, но после этого скорость должна была замедлиться.
Расстояние между 1 градусом широты в полярной области составляет 111,7 км. За 50 минут, прошедших между сообщением о прохождении полюса и сообщением об проблемах с двигателем самолет должен был сместиться по широте где-то на 1,5 градуса (точно меньше двух). То есть точка, откуда он сообщает о начавшихся проблемах, имеет примерные координаты 88,5° с.ш. 148° з.д. Это можно считать последней хоть как-то достоверной отметкой.
Из этой точки, как мы видим по карте, из материковых объектов ближе всего до Аляски, точнее до мыса Барроу - 1900 км. Якутия немного дальше, Чукотка еще дальше. Значительно ближе Таймыр, но к нему нужно круто разворачиваться. Немного ближе всевозможные арктические острова, условно можно сказать, что на одинаковом расстоянии, около 1000 км. Среди них есть особенный - это остров Рудольфа на Земле Франца Иосифа, где размещалась советская авиабаза. Ближе всего, чисто географически, до островов, лежащих между Гренландией и Канадой. Только что там делать? Это пустынное нагромождение льдов и камней. Можно сказать, что при движении выбранным курсом с каждой минутой мыс Барроу будет становиться все ближе, а Якутия и Таймыр все дальше. Но в любом случае, до каждого объекта лететь часы, часы и часы. Дальше достоверность предположений резко понижается.
Правительственная комиссия говорит нам, что было еще про два сообщения:
в 15 часов 58 минут – это 2 часа 18 минут после полюса или 1 ч 26 мин с отключения двигателя.
в 17 часов 53 минуты – это 4 часа 13 минут после полюса или 3 часа 21 минут с отключения двигателя.
Это не то что, прям, "сообщения", а скорее, их обрывки, из которых трудно что-либо понять. Почему-то, как только отключился двигатель так начались проблемы со связью? Неожиданно как. Беда не приходить одна? При этом в обрывках радиограмм не видно и следов, что экипаж делает попытки передать свои координаты. Единственная информация, которую можно извлечь из них, это время передачи.
Что мог сделать экипаж в случае, если бы решил прервать полет? Возможные варианты:
Или экстренно садиться на лёд, где придется. Это самая неприятная опция, которая могла быть вызвана только крайними обстоятельствами.
Другой вариант - сесть в районе станции «Северный полюс -1», где точно есть продукты, жилье и радиосвязь и которая находится в пределах часа полета. Такой путь можно выбрать, если самолет летит, но есть опасения, что осталось ему немного.
Если же неприятности еще не очень большие, а время есть, то можно разворачиваться и двигаться на остров Рудольфа - лететь дальше, но зато по радиомаяку можно выйти довольно точно. Это три возможных варианта, если прерывать полет.
Если же продолжать полет, то можно сказать одно – лететь куда-либо осознанно, кроме Аляски, смысла не было. Она по пути, и ближе всего, и там легче всего получить помощь. Если же считать, что летчики заблудились, то тогда любые рассуждения теряют смысл, зона неопределенности становится слишком большой.
Поэтому считаем, что самолет летел выбранным курсом на Фэрбенкс. С какой скоростью он шел на трех моторах, сказать невозможно. Пусть со скоростью 150 км/ч. К моменту последнего сообщения он должен был отдалиться от полюса на 660 км. До мыса Барроу оставалось 1400 км, до всех остальных пунктов значительно дальше.
Посмотрим на эту точку отстраненно. Сразу можно сказать: с любого направления оказать какую-либо помощь летчикам, если они сели на лед, невозможно, если не знать точных координат. Аварийный самолет в арктической пустыне просто не найти. Тремя годами ранее челюскинцев не могли обнаружить несколько недель, ЗНАЯ точные координаты, и на дистанции, которая была в ДЕСЯТЬ раз меньше. Это, не говоря уже о том, что нужно задействовать самолеты, способные преодолеть полторы тысячи километров туда и обратно. Однако спасательная операция началась.
И мы начнем рассматривать как она проходила.
Все публикации:
2. Как правительственная комиссия определяла район поисков Н-209
3. Как полярный радист самолет Леваневского погубил
4. Как правительство приступило к поискам. Оцениваем реальность планов
5. Первая неделя "поисков"
6. Как Шмидт предлагал искать пропавший самолет
7. Вторая и третья неделя поисков
8. Как американцы искали Леваневского - первая часть
9. Как Маттерн искал Леваневского
10. Как советское правительство рассчиталось с американским летчиком
11. Сколько денег потратило правительство на поиски
12. К поискам приступает Вилкинс
13. Американцы заканчивают поиски советского самолета, а мы подводим итоги их работы
14. Как советские летчики искали Леваневского в сентябре
15. Как летчик Грацианский друга разыскивал
17. Фантастический результат летчика Водопьянова, о котором почему-то потом забыли
18. Полеты девочки Элли как доказательство геройских подвигов
19. Куда подевалась правительственная комиссия по перелетам
20. Как весь советский северный коммерческий флот во льды вморозили
21. Как протекала жизнь на Аляске в 1937 году и её сравнение с Чукоткой
22. Бытовая жизнь американского радиста в незапамятные времена
23. Здесь помню, здесь не помню - воспоминания прославленного штурмана
24. Продолжение поисков "Н-209" в октябре, после фантастического полета Водопьянова
25. Как нашлись пропавшие самолеты, что случилось с командиром отряда, или как Леваневского НЕ искали в октябре
26. Как Грацианский закончил искать своего друга в октябре
27. Возвращение отряда Водопьянова и первая жертва операции
28. Уважительная причина для перерыва в поисках
29. Как прошли поиски при первой благоприятной луне
30. Вторая и третья луна - а стоит ли куда-то лететь?
31. Череда аварий и разбитые самолеты
32. Первый поисковый полет летчика Мошковского
33. Не знаешь что делать - лети на Полюс или как красиво завершить безнадежное дело
34. Последний парад, финальные жертвы
35. Официальное закрытие поисков, правительство подводит итоги.
36. Итоги и выводы из годовых поисков Н-209
Предыдущий цикл публикаций:
О Сигизмунде Леваневском и загадках его биографии
Книга "В тени первых героев. Белые пятна челюскинской эпопеи"
Моя книга о спасении челюскинцев на сайте издательства "Паулсен"