10-15 процентов от рынка новых автомобилей — вот это цифры! Как такое можно вообще назвать взлетом?
Можно, ведь еще год назад серый импорт был запрещен по законодательству, а государство с ним боролось. Уж не помню, административное или уголовное наказание сулил дельцам серым импорт, но сам факт поражает: за считанные месяцы ранее нелегальные действия стали давать каждый десятый автомобиль в стране. Это ли не взлет?
Но в наступившем уже 2023 году перспективы таковы, что параллельный импорт ужмется процентов до пяти, а то и до двух-трех. Почему? Дело тут в совокупности факторов, но в первую очередь люди просто перестанут эти машины покупать. Не все, процента три все равно останутся, но в массе своей все же пересядут на б/у и новый Китай.
Причина этого довольно проста и кроется в извечной проблеме – в деньгах. Наверное, все понимают, что машины по серому импорту закупаются за валюту. Доллар уже сейчас стоит 70, а евро – 75 рублей. До его органических показателей начала прошлого года дело еще не дошло, но обязательно дойдет в 2023-м. Более того, наверняка в конечном итоге мы увидим доллар где-нибудь на отметке в 90 рублей, правда, это еще месяцев через шесть, а то и через годик.
Если раньше по 60 рублей за доллар машина, ввезенная по серому импорту, даже со всеми дилерскими и посредническими накрутками стоила 2 млн рублей, то сейчас она будет стоить уже 2,5-2,6 миллиона. Разница приличная, и я не уверен, что люди будут готовы ее платить, когда за те же деньги можно пойти и взять получше укомплектованного "китайца" у официального дилера с заводской гарантией. Напомню, что заводская гарантия на серый импорт не распространяется.
Для кого-то новый поднявшийся на 25% ценник станет вовсе недоступным, и он пойдет смотреть на машины классом ниже или на вторичку. Так и получается, что серый импорт был жизнеспособен только при очень сильном рубле. Даже в текущих реалиях при долларе за семьдесят он уже не так привлекателен, а когда будет по девяноста, от былых пятнадцати останутся максимум три процента.
На цену всех остальных авто падение рубля, разумеется, тоже повлияет, но все же не так радикально. Скачка на 25% не будет, но будет очередное плавное повышение процентов на 10-15, к которым все уже в общем-то давно привыкли.
Как считаете, будет актуален серым импорт в 2023-м году с новым курсом доллара?