Японский продовольственный рынок оценивался в 2021 г. в 698 млрд. долл. 67% его оставляли розничные продажи в магазинах и 33% - в общепите. Япония опирается на продовольственный импорт по многим товарным позициям. Главными поставщиками продовольствия являются США (доля рынка - 23%). Япония была четвёртым по величине рынком сбыта для американского агроэкспорта в 2021 г. Японский рынок высококонкурентен: потребители ищут качество, цену и удобство.
В министерстве сельского хозяйства США делают экспортные гиды по странам, чтобы американские экспортёры в одном документе могли получить основную информацию по рынкам продуктов и напитков, деловой культуре, потребительским предпочтениям, импортному регулированию, тенденциям и американо-японским торговым соглашениям.
Американо-японское соглашение о торговле (U. S.-Japan Trade Agreement, USJTA) вступило в силу 1 января 2020 г., что дало преференции по импортным тарифам для многих американских товаров. Крупными поставщиками продовольствия в Японию в 2021 г., помимо США (18% импорта), были Китай (12%), Таиланд (8%), Италия (7%), Австралия (6%), Южная Корея (5%), Канада (4%), Франция (4%) и другие (36%). На долю этих стран пришлось 64% всего агроимпорта в Японию.
Розничные продажи продуктов питания в Японии осуществляются в основном через супермаркеты (74%) и магазины "шаговой доступности" (15%).
Население Японии составляет 125,3 млн. человек, ВВП - 5,08 трлн. долл. (третий в мире), ВВП на душу населения - 40,335 тыс. долл.
Лидерами роста по продуктам питания являются говядина и продукты из неё, свинина и продукты из неё, мясные продукты, орехи с деревьев (tree nuts, не земляные), молочные продукты (особенно сыры), приправы и соусы, свежие овощи, яйца, пиво, переработанные фрукты.
Американские продукты востребованы в Японии и продолжают оставаться трендовыми, но процесс переговоров и принятия решения может занимать много времени. Благодаря соглашению между странами примерно 90% американских продуктов могут завозиться без пошлин или по "благоприятному" тарифу.
Японский архипелаг состоит из 5 основных островов (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю и Окинава) и 6800 маленьких островков. Всё население сосредоточено в трёх регионах:
Канто с метрополией Токио и семью прилегающими префектурами (44 млн. человек);
Кинки с семью префектурами вблизи Осаки и Киото (22 млн. человек);
Чубу с восьмью префектурами вблизи Нагойи (21 млн. человек).
Третичный сектор экономики (услуги) составляет 73% ВВП. Вторичный сектор (промышленность) - 26%, первичный (сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство) - 1%.
Население сокращается и стареет, рождаемость снижается. 29% японцев старше 65 лет. К 2040 г. эта цифра может достигнуть 35%. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин - 81 год, женщин - 88 лет (одни из самых высоких в мире).
В эквиваленте калорий продовольственная самообеспеченность Японии составляла 38% в 2021 г. В эквиваленте стоимости самообеспеченность составляет 63% из-за высоких внутренних цен на продукты в Японии.
В рационе японцев по-прежнему доминирует местная традиционная кухня, однако западные и другие азиатские кухни набирают всё большую популярность. Стареющее население всё больше внимания уделяет здоровым и функциональным продуктам, особенно с высоким содержанием протеина. Снижение рождаемости уменьшает средний размер домохозяйств, что приводит к росту популярности небольших упаковок качественных продуктов.
В чём преимущества японского рынка для американских продуктов питания?! Снижение тарифов и пошлин по торговому соглашению, хорошая репутация американских товаров, восприятие американских поставщиков как надёжных и с хорошим запасом, высокие стандарты пищевой безопасности и стандартов в растениеводстве и животноводстве, большой ассортимент как "весовых" товаров, так и упакованных под розницу; рост вестернизации потребительских предпочтений.
А какие вызовы есть, ведь редко когда "всё легко и просто"?! Некоторые товары имеет более высокий импортный тариф, по сравнению со странами-конкурентами. Есть Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве (CPTPP), также известное как TPP11 или TPP-11, является торговым соглашением между Австралией, Брунеем, Канадой, Чили, Японией, Малайзией, Мексикой, Новой Зеландией, Перу, Сингапуром и Вьетнамом. Оно развилось из Транстихоокеанского партнерства, которое так и не было ратифицировано из-за выхода Соединенных Штатов. Есть также Соглашение о зоне свободной торговли между ЕС и Японией, подписанное в конце 2018 г. (EU-Japan EPA).
Японцы, несмотря на моду на "новенькое" предпочитают местные продукты и готовы доплачивать за "сделано в Японии". Японцы стремятся диверсифицировать свой продуктовый импорт, закупая у разных стран,чтобы ни одна из них не имела монопольной власти и большой переговорной позиции. Японцы также "славятся" своими требовательными стандартами в отношении импорта, которые иногад более "суровые", чем американские.
В Японии высокие расходы на маркетинг, и необходимо адаптировать размер упаковки под местный рынок. Японские контрагенты придерживаются неспешного темпа принятия деловых решений и ожидают долгосрочного участия и приверженности со стороны иностранных поставщиков. Инфляция и слабая йена ослабили конкурентоспособность американских товаров.
Более подробная информация по конкретным направлениям агроэкспорта в Японию доступна на сайте https://www.usdajapan.org/market-research/. Здоровое питание, органические продукты, продукты из конопли, ритейл, общепит, переработка - материалы по разделам.
Японцы любят знакомиться с новыми продуктами на торговых шоу, предпочитая их холодным звонкам или презентационным встречам с конкретными компаниями. Есть два торговых шоу в Токио - Foodex Japan и Supermarket Trade Show; одно в Осаке - региональное шоу Fabex Kansai; региональные шоу Food Style в Фукуоке и Окинаве.
Американцы обычно делали большие павильоны на этих выставок, но в ковид их посещение оказалось затруднительным. С октября 2022 г. постепенно начали снимать послабления.
Японцы ценят прослеживаемость и путь "от поля до прилавка". На упаковках часто размещают фото фермеров. Ценятся также сезонность и свежесть, простой состав с минимальным количеством добавок.
Глобальная инфляция долетела и до стагнирующей Японии. Почти 30 лет уже японцы держат низкую ставку, инфляцию и рост. Сейчас инфляция целых 3,2% - и это максимум с 1982 г. Йена ослабла к доллару до минимума, который не пробивался 32 года.
Электронная коммерция в Японии развита сильно - это четвёртый по величине рынок. Основные маркетплейсы - Rakuten, Amazon и Yahoo!Japan.
Растёт популярность у японцев и продуктов растительного происхождения, похожих на продукты животного происхождения. В 2021 г. эта отрасль выросла на 62%, а в целом продуктовый сектор вырос на 5%.
Растёт также популярность замороженной продукции (мясные продукты, макароны, жареные продукты, рисовые блюда и др.).
Американцы устойчиво наращивают агроэкспорт в Японию. Небольшая коррекция лишь была в "пандемийный" 2020 г. Отгружают в основном потребительские продукты, но и много отправляют "навалом". Основа "потребительского" экспорта в Японию из США: говядина и продукты из неё, свинина и продукты из неё, переработанные овощи, орехи с деревьев, молочные продукты, свежие фрукты, супы и готовые блюда, переработанные фрукты, неалкогольные напитки, питание для собак и кошек.
Япония - второй по величине рынок по американскому экспорту говядины в 2021 г. (первый - Южная Корея). По переработанным овощам японцы третьи, после Канады и Мексики, в американском агроэкспорте. Японцы много работают, а домохозяйства стали малыми, поэтому больше покупают готовой еды, а не готовят из свежей. Американцы поставляют готовый картофель, сладкую консервированную и замороженную кукурузу, готовые помидоры и жареный лук.
Из орехов американцы отгружают арахис (земляной орех), миндаль, пекан, грецкие орехи. Из молочки основной фокус идёт на сыр. Больше западной культуры - больше пиццы - больше сыра. По сыру американцам приходится конкурировать с Австралией, Новой Зеландией и странами ЕС.
#Агроэкспорт #США #Япония #АПК #СельскоеХозяйство #продовольствие #торговля #экспорт