Шестая заповедь звучит так:
«Не убивай». (Исх. 20:13)
А как же самооборона, защита близких, Родины? Сейчас разберемся.
Ветхозаветный контекст.
Для чего был дан Закон? Чтобы ограничить зло человека. Не случайно, все заповеди, кроме пятой окрашены в негативную формулировку «не делай». Ведь общество того времени нельзя назвать нравственным. Например, хитрость иудеи считали за добродетель. Поэтому не стоит удивляться, когда в Библии читаем, что Авраам обманывал владык тех земель, где он жил.
Также и жизнь человека не имела ценности. Поэтому Господь, желая воспитать особый народ, из которого впоследствии произойдет Мессия, запрещает убийство. Однако не всякое лишение жизни считали грехом.
Например, за убийство на войне никого не осуждали. А за измену мужу или жене Закон предписывал побить виновного камнями.
Шестую заповедь дополняет ограничение в кровном месте «глаз за глаз, зуб за зуб». Однако, с приходом Иисуса Христа правила поменялись.
Новый Завет
Если точнее, то они переросли самих себя. Господь в нагорной проповеди говорит:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака"(дурак), подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной». (Мф. 5:21-22)
Уже не достаточно «не убивать». Господь говорит, что даже желание другому зла уже убийство. Ведь будь у зложелателя возможность лишить обидчика жизни, он бы это сделал. Тем самым, Иисус на корю пресекает зло.
А как же самооборона, защита Родины?
Церковь говорит однозначно: убийство – зло. Только Господь вправе давать и отнимать жизнь. Однако, когда стоит выбор: зло и зло, из двух выбирают меньшее. Когда угрожают жизни нам, ещё можно покориться (пример Серафима Саровского), но когда угрожают нашим близким смиряться нельзя. Защита других – долг каждого человека.
Но не всё так однозначно. Согласно правилу Василия Великого, воины, убившие неприятеля, отлучаются от Причастия на 3 года. Также священник, который едет за рулем и случайно сбил пьяного прохожего, а тот в последствии скончался – запрещается в служении.
Почему такая неопределённость? Потому, что убийство сильно травмирует душу. Человек уже не может быть прежним.
А самоубийство тоже грех?
Шестая заповедь запрещает и это. Потому что, как сказано выше: Владыка жизни только Господь. Он решает кому жить, а кому нет. Решая окончить жизнь, человек принимает на себя полномочия Бога, тем самым становится богоборцем. Такого человека не поминают за Божественной литургией, будь он даже крещён. Потому что самоубийца сам отлучил себя от Церкви.
Таким образом, Господь говорит, что всякое убийство – грех. Желание зла другому – тоже убийство, только ещё не совершенное. Если необходимо защитить близких – нужно это сделать, но даже в таком случае, убийство не одобряется.