Основным способом коммуникации людей, доставления и получения информации являются речь, слова, звуки. Онлайн-формат общения психолога и клиента стал уже нормой для большинства.
При этом с одной стороны, специалисту приходится в режиме ограниченной и местами реально искажённой информации от клиента подбирать не только методы и психологические инструменты, но и выбирать правильные слова для их описания, для понимания клиентом. С другой стороны, клиент понимает слова психолога тоже через свои фильтры, знания, опыт и установки. Психолог словами призывает клиента к осознаванию, осознанию, а для клиента, зачастую - это просто слова, не важен их способ подачи: форум, бумага, мессенджер или живая речь по телефону и т.п.
Осознание можно рассматривать как состояние, процесс, при котором человек отдает полный отчет о собственных мыслях, намерениях и действиях.
Но всегда ли это так? Существует выражение «помутилось сознание», т.е. оно ослабло, возникли трудности в оценке происходящего. Это состояние может быть вызвано не только болезнью, но и очень сильным эмоциональным напряжением человека – стрессом.
И кому и каким способом это «отчет» предоставляется? Даже когда клиент «отчитывается» перед самим собой, разговаривает со своим внутренним «Я», он путем подбора находит удобные для себя слова. Если рассмотреть случай, когда клиент словами пытается рассказать специалисту о себе, понимание усложняет то, что на сознательном уровне клиент нередко говорит одно, а действительное значение слов клиента и его поведения может быть скрыто в его бессознательном и понимается психологом «по-своему».
Почти все ищут истину через задавание вопросов, через ответы на вопросы. В нашем случае психологи задают вопросы клиентам, подразумевая одно, получают ответы от клиентов, которые подразумевают другое. Просматривая форум данного сайта для меня заметна пропасть понимания между обычными пользователями и специалистами.
На мой взгляд, для качественной помощи клиенту задачей специалиста является не только определение и принятие сознательной точки зрения клиента вместе с расшифровкой информации на этом уровне, но и выявление, оценка произвольно или специально скрываемого клиентом на другом, бессознательном уровне.
При взаимодействии с клиентом для специалиста важным является то, что ложь, как радость и огорчение, страх и уверенность, любовь и ненависть – это те непосредственные (эмоциональные) переживания, которыми окрашена жизнь и деятельность человека. Известно, что эмоции включены во все психические процессы и состояния человека, любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции возникают на основе физиологических процессов, происходящих в мозге и организме в целом. Эмоции, как одно из средств передачи информации о состоянии клиента, имеют характерное внешнее выражение: двигательные и звуковые реакции, мимика, изменение дыхания, деятельности желудка, кишечника, мочевого пузыря, желез внутренней секреции, сердца, просвета кровеносных сосудов и т. д. При этом, одни реакции, например мышечное движение, дыхание, могут произвольно контролироваться человеком, а другие (кровяное давление, сердцебиение, сопротивление кожи) произвольно не контролируются.
Эффективный в моем понимании специалист подберет правильные слова, найдет нужные стимулы и вызовет необходимые эмоциональные реакции у клиента, расшифрует всю полученную информацию и будет ориентироваться, одновременно, на индивидуальность случая, комплексность и вариативность возможных последующих действий, в зависимости от реальных потребностей и возможностей клиента.
И тут возникают вопросы:
Можно ли достоверно оценить физиологические реакции клиента, общаясь с ним по переписке или онлайн?
Как можно оценить реальное внутреннее состояние клиента, ориентируясь только на его слова?
Может ли клиент получить качественную помощь от психолога, если специалисту предоставлена искаженная информация?
Или это такая взаимовыгодная игра, когда один участник делает вид, что хочет разобраться в своих проблемах и победить их, а другой помогает так, как получается при входящих условиях?
Конечно, для кого-то такие вопросы больше риторические, а я для себя нашел ответы....
Автор: Константин Нохрин
Специалист (психолог), Психопрогност
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru