Эта статья родилась по причине того, что мне бывает пишут в комментариях гадости. Или дают советы)
Не то, чтобы меня это сильно беспокоило, но мне было бы нереально интересно, а смог бы человек провести со мной дискуссию при личной встрече?) На практике все очень смелые и и агрессивные только тогда, когда им кажется, что они совершенно анонимны.
Многие при этом не скупятся на нецензурную лексику и крепкие слова, думая, что если у него на аватарке вместо лица кот, а вместо ФИО какой-то загадочный никнейм, то его нельзя вычислить.
Эту группу товарищей я расстрою, но не в этой статье!) А пока хотелось бы сформировать принципы цифрового этикета:
1. Позитивное намерение и его демонстрация. Какие-то маркеры доброжелательности, чтобы дать человеку сигнал: "Я пришел с миром!"
У кого-то это скобочки "))", имитирующие улыбку, у кого-то полноценные смайлики или эмоджи, у кого-то просто формат повествования. Тональность написанного можно легко отследить, благо наш русский язык настолько богат, что многие вещи можно интерпретировать двусмысленно.
Если вам на 100% нужно показать человеку, что вы настроены максимально позитивно, то для начала необходимо отследить манеру его общения в сети. По использованию определенных символов, слов и смысловых конструкций вы сразу сможете влететь в доверие, если будете общаться похожим языком. Лайки в том числе являются элементом демонстрации одобрения, поэтому не скупитесь на лайки!=))
При корпоративной переписке эти правила идут лесом...
2. Субординация. Даже если вы завалились в супер-френдли блог. Я не рискую переходить на "Ты", даже если человек явно младше меня. Наверное все-таки работа в серьезных многоуровневых структурах научила этому и отбила "тыканье" на всю жизнь.
Наверное частично корпоративная переписка внесла какие-то особые окостенелости в мозгу. Второй человек изначально всегда заслуживает уважения, это аналогично первому знакомству.
Когда появляется нужда на улице спросить дорогу до какого-то объекта, даже самый отважный хам, почему-то вспоминает слова вежливости. Так чем вопросы в сети отличаются от личных вопросов? По тому, как человек пишет сразу можно понять, на каком уровне продолжится коммуникация и продолжится ли вообще.
Есть чудесные примеры того, когда люди писали в личные сообщения структурированные и уважительные вопросы и получали ответы такого формата, которые обычно дают только на платных консультациях. Просто потому что вежливость в наше время стала не обыденностью, а редкостью)).
3. Симметрия в коммуникациях. Это боль всех тех, кто работает с командами, при этом находясь на удаленном формате.
Пример: клиент все время записывает голосовые сообщения, при это вы ему отвечаете письменно. Было бы логично попросить человека также писать сообщения, или если вам удобно, то перейти на голосовое общение. Но есть НО!
Сейчас я попробую объяснить, почему подрядчики отчаянно бесятся, и терпеть не могут слушать голосовые. Это никак не связано со вредностью!
Все дело в том, что у команд есть особые доски с задачами, куда вывешивается цифровая информация по спектру задач.
Представьте что у вас в команде как минимум программист, дизайнер, маркетолог и пиарщик.
У них у всех разные задачи и отправлять каждому поток голосовых сообщения от клиента неразумно. К тому же по времени это совершенно не экономно. И вот вы проджект-менеджер, то есть связующее звено между заказчиком и своей командой. Ваша основаная задача расшифровать послание клиента и разделить его на смысловые блоки для каждого сотрудника. Еще и на приемлемом для него языке. (Да-да, а вы как думали! Проджекты это те еще умнейшие существа!)
Чаще всего сообщение прямо копируется из чата и вывешивается на доску задач, чтобы не нарушать изначальный запрос. Дополнительного сотрудника по транскрибации (расшифровка аудио) увы, никто и никогда не нанимает. Потому считается ужасно дурной этикой надиктовывать голосовые!=))
4. Личные границы. Только немного цифровые. Мы не приходим в гости к друзьям в 3 часа ночи, потому что нам грустно и мы не можем уснуть.
Но при этом есть категория людей, которая обожает писать по ночам с подложкой: "Ну утром проснется, прочитает!" Если вы уверенны, что человек ставит на ночь телефон на беззвучный режим и этот человек вам очень близок, то ок. Но если это решение рабочего процесса, пожалуйста, искорените в себе эту привычку.
Чаще всего этим грешат разработчики, потому что они выходят на работу по ночам. Город засыпает, просыпаются разрабы. Особый ритм работы и склад ума позволяет им быть максимально продуктивными только в ночное время. Если вы относитесь к данной категории, то просто ЗАРАНЕЕ предупредите о своем графике, чтобы человек выделял время для коммуникаций.
Разработчикам мы все простим, потому что на них все и держится, но есть еще и другой тип людей. Они пишут ночью просто чтобы показать, что они все еще вовлечены в рабочий процесс и по сути просто требуют внимания к своей персоне. Но чаще всего вместо похвалы они сталкиваются либо с сухими ответами. Либо со временем наживают автоматическую неприязнь.
5. Конвенциональность. Мое любимое страшное слово, звучит как заклинание. Но по сути это просто свод правил или регламент поведения.
Например у многих публичных площадок есть такие регламенты, нарушая которые можно загреметь в бан. Чаще всего публичное поле имеет обычные стандарты в виде запрета на:
- Нецензурную и бранную речь
- Оскорбления и переход на личности
- Расовые, религиозные, этнические и др. предрассудки
- Политика и спорные дела общественное значимости
- Порнография, насилие, пропаганда алкоголя, курения, наркотиков.
В зависимости от внутренних принципов площадок регламенты могут меняться. Так вот например некоторые ресурсы посчитали, что после февраля 2022 года они не желают видеть российских пользователей.
Такие же регламенты создают корпорации, которые называются деловой этикой не только в реальном, но и в цифровом общении. Ведь ни для кого не секрет, что сейчас годам можно работать в команде и при этом ни разу не увидеть этого человека?
6. Изменчивость. Сегодня так, а завтра эдак. Важно чувствовать в какую сторону пойдут изменения и улавливать их общий ритм.
Когда голосовые сообщения только вошли в нашу жизнь, они стали достойной заменой звонкам, потому что позволяли нам не отвлекаться на звонки, но в то же время прослушать эмоциональную составляющую от отправителя.
Голосовые сообщения полностью вытеснили звонки и сейчас мы в принципе очень редко берем трубки с незнакомых номеров. Более того, хорошим тоном считается договориться о звонке! Как раньше договаривались о встрече.
Со временем многие пользователи отметили, что их раздражают голосовые. Мы опять вернулись к печатаным версиям.
И таких изменений может быть огромное множество за какой-то неопределенный отрезок времени.
Ну что, друзья, я желаю всем побольше лояльности друг к другу в цифровом пространстве!)