- Я знаю, что нужно делать, чтобы написать хорошую книгу.
- Я тоже знаю, а вот как это сделать...
Анекдот, конечно, он анекдот и есть. Но если разобраться, ничего смешного в нем нет. Потому что знает все, а умеют немногие.
В общем, в этой статье я хотела бы поделиться своими мыслями о том, как заложить фундамент для хорошей книги. Пришла я к этому выводу методом проб и ошибок.
Вот, например, пишешь рассказ, пишешь - ночами не спишь, почти не ешь и не пьешь. Поставила точку. А через некоторое время читаешь и понимаешь, что рассказик-то не очень получился: персонажи плоские, атмосфера душная, какие-то дыры сюжетные - в общем, мрак!
А все потому, что даже если пишешь исключительно по вдохновению, нужна предварительная, пусть и самая минимальная, подготовка к созданию истории. И вот что сюда входит.
1. Характер главного героя
Приступая к написанию, я обязательно рисую в уме образ главного персонажа и его характер вплоть до мелочей: особенные словечки, привычки, манеры, реакция на то или иное событие. Все это я фиксирую в блокноте - это исключает риск потерять главного героя. Например, была у меня ситуация, когда в начале истории девушка была очень боевой, а уже в середине я сделала из нее скромную тихоню без всяких на то причин.
Здесь важно сказать о так называемой арке персонажа - способе, при помощи которого главный герой меняется на протяжении истории. Если в арке персонажа присутствуют события, повлиявшие на его характер, то проблем нет - делайте из храброй девицы тихоню. А если нет - увы вам!
Бывало ли у вас такое? Читаешь книгу: интересная, складно написана, персонажи привлекают, даже имеются какие-то острые моменты и конфликты. Но все равно чего-то не хватает, нет какого-то сильного эмоционального и душевного отклика - так, проходняк на один раз.
Такое впечатление складывается как раз потому, что в произведении отсутствует арка персонажа, обладающая реальной эмоциональной силой, которая проходила бы через всю историю. Поэтому-то произведение и кажется пресным (Не будем исключать того факта, что автор может в принципе писать пресно).
2. Сюжет
Логические и событийные дыры появляются как раз таки из-за плохо проработанных причинно-следственных связей истории и, как следствие, самого сюжета.
Честно, я до сих пор иногда грешу этим. К счастью, все это обнаруживается уже на первом этапе вычитки. Хотя, были и такие крепкие орешки, которые раскалывались только после третьей и даже четвертой вычитки! Справиться с этой проблемой поможет синопсис.
Иными словами, это краткий пересказ вашего произведения без подробностей. В синопсисе должны обязательно присутствовать:
- завязка;
- поворотные точки;
- кульминация;
- развязка.
Помните школьный план сочинения? Так вот это почти то же самое, только более подробно. Когда вы сядете писать роман или рассказ, держите синопсис под рукой, чтобы сверяться с ним.
Благодаря ему вы сможете четко понимать, где начинается ваша история, какое событие предшествует каждому другому, а какое выступает в качестве переломного момента, приводящего в движение тесно связанную цепь причин и следствий.
3. Цели и мотивы
Пожалуй, это один из наиболее важных столпов в данной триаде. У главного героя всегда должна быть цель. Причинять добро, творить зло, посадить дом, построить сына и вырастить дерево - не важно!
Определив цель главного героя, вы сможете подчинить его поступки определенной логике, убедительно прописать реакцию мира и окружения на них. Помимо этого цель помогает раскрыть предысторию персонажа и сделать его более объемным.
Как видите, данная триада поможет вам сэкономить самый главный ваш ресурс - время. Если вы возьмете ее на вооружение, вам не придется раз за разом переписывать историю, устраняя ее недостатки.
Надеюсь, статья была полезна и интересна! А с чего, по вашему мнению, стоит начать писать роман? Делитесь своим мнение в комментариях!