Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Кризис середины жизни. Почему так тяжело?

Много думаю над темами инфантилизации мужчин и кризиса среднего возраста у мужчин.

Когда это произошло? В какой исторический период развития общества? Не может быть, что бы Русский мужик был инфантильным, наивным ребенком, если в семьях рождалось по 10-20 детей, если нужно всех накормить, одеть, обуть в тех условиях, о которых мы сейчас даже не представляем. Тогда это - накормить, одеть, обуть было, как сейчас купить квартиру и машину по уровню сложности и значимости. Очевидно, что мужчина просто не мог быть наивным ребёнком в таких жизненных обстоятельствах.

Однако в какой-то момент это произошло. Женщина стала главной решалой в доме.

Ответ нашла в книге Светланы Адоньевой «Традиция, трансгрессия, компромисс». Она, будучи антропологом, занимается изучением жизни и быта Русской деревни. Почему я обратилась к деревне? Да потому, что 85 % населения России жило в деревне и все основные традиции и устои формировались именно там, просто потому, что деревня составляла основную часть общества России.

-2

Так как же происходил рост мужчины по социальной лестнице?

Для начала нужно немного сказать о том, как была в принципе устроена семья.

Главой семьи был Большак, это главный мужчина в семье, который находится в силе и мог эффективно вести хозяйство, принимать решения и работать. Большаку подчинялись все в доме, а в первую очередь мужчины, то есть его сыновья.

Функции Большака:

- материальное благополучие семьи
- принятие решений, касающихся сельскохозяйственных работ и накопления имущества (т.е. денег от продажи продукции, производившейся в хозяйстве)
- пахота
- сев
- сенокос
- уход за лошадьми
- заготовка дров
- охота и рыбная ловля.

Главной женщиной в доме была Большуха – жена Большака. Ей подчинялись все женщины дома (незамужние дочери и невестки). Большуха, в свою очередь, тоже подчинялась Большаку.

Так же в доме были старики, которые сошли с большины, так как уже не могли справляться с задачами Большака и Большухи.

И так, мужчина проходил несколько этапов возрастной и социальной инициации просто в силу того, что он взрослел.

До женитьбы он был Парнем, подчиняясь отцу – Большаку.

После женитьбы становился Мужиком, так же подчиняясь отцу – Большаку, несмотря на то, что уже сам становился отцом.

Когда отец-Большак сходил с большины мужик становился Большаком, занимая место отца-старика. Этот период в жизни мужчины был очень важным и приходился, как раз на КРИЗИС СРЕДИНЫ ЖИЗНИ (КСЖ), то есть на 40-45 лет.

В результате всхода на Большину, он получал неограниченную власть над домашними и в тоже время, он нес ответственность за все происходящее в доме. Как Большак, он автоматически становился членом сельского схода (орган власти, принимающий все жизненно важные решения в жизни села). То есть, мужчине ничего специального не нужно было делать, что бы в период КСЖ получить власть, уважение и почет, как домашних, так и окружающих.

Что произошло после Революции?

Институт Большины был разрушен, так как все крепкие хозяйственники автоматически стали кулаками и преследовались по закону. Они были репрессированы, разорены и высланы из своих деревень в места не столь отдаленные, а точнее очень отдаленные. Те, кто сопротивлялся становлению новой власти, высылались с семьями, но молодежь могла отречься от отцов и остаться жить на прежнем месте, поддерживая власть, что и происходило повсеместно.

-3

Конечно, сюда необходимо прибавить потери среди мужчин в результате Первой Мировой, Гражданской и ВОВ.

Что произошло в результате?

В результате Парень, женившись, оставался под властью Матери просто потому, что институт Большака (главного мужчины в доме) разрушен, так как часть мужчин погибли, а часть пошли совершать подвиги на поприще Социалистического строительства, и основная активность мужчины перенеслась из дома в Общественную деятельность. Дома хозяйкой стала Женщина. Мужик-хозяин дома «умер», как класс.

С. Адоньева пишет: «Советский мужчина продолжал вести себя как парень до конца своих дней, тогда как советская женщина, как только она становилась матерью, немедленно превращалась в большуху. Фактически доминирующим стереотипом советского мужчины был «большой ребенок»: неорганизованный, несамостоятельный, зависимый, уязвимый, требующий, чтобы о нем заботились, чтобы снисходительно принимали его агрессию, алкоголизм, неверность и регулярное отсутствие. Если он был слишком ребячливым, то она была слишком ответственной. Это придавало женщинам чувство «значимости, морального превосходства и власти в своем доме, обеспеченное их исключительной незаменимостью», но одновременно с этим – «чувство собственной жертвенности и чувство вины из-за неспособности со всем справиться, особенно с материнством».

-4

Как это относится к кризису середины жизни?

Казалось бы, нет у тебя неприкасаемой власти в доме, значит карабкайся по социально-профессиональной лестнице и добивайся успехов, расти, зарабатывай, получай власть на работе, содержи семью, тем самым заслуживая уважение семьи.

А это оказалось под силу далеко не всем мужчинам. Ведь наши предки для того, что бы начать обладать Властью, уважением и почетом не делали ничего особенного, они просто трудились, обретали навыки, рожали детей и с течением времени получали эту власть и почет, и такое перетекание власти от отцов к сыновьям формировалось и продолжалось столетиями.

КСЖ это нормативный возрастной кризис, который происходит независимо от Государственного строя. С ним мужчины продолжают встречаться независимо ни от чего. А проживать его стало сложнее просто потому, что нужно делать что-то другое, ни то, что делал дед и отец. Вот и совершаются резкие движения такие, как - смена жены, рождение детей в новом браке, смена места жительства, смена вида деятельности, а зачастую и разрушающая смена образа жизни - алкоголизация, пассивизация, депрессия, если на большее сил уже не хватает.

Вот тут, как мне кажется, слом и произошел. Мужчина и так себя чувствовал Парнем, находясь во власти матери, а не отца, потом, после смерти матери он опять не становился Большаком, так как его основным занятием была работа вне дома. Получился такой вечный Парень, от которого ждут успехов на Общественном поприще.

А вот женщины, как раз окрепли. Так как мужчин стало меньше, то они подхватили мужские заботы и ответственность, а соответственно и власть.

Так же женщины после свадьбы чаще стали оставаться жить с мамами, а мужчины стали приходить в дом к теще, где она к тому моменту была хозяйкой и стать хозяином в этом доме, мужчина никак не мог.

-5

Те женщины, которые все-таки приходили жить к свекрови, пытались хоть как-то организовать отдельную жизнь своей семьи в невозможных для этого условиях, что и породило Конфликт невестки и свекрови, но про это хочу написать отдельно.

В этих обстоятельствах Парень тоже не становился Мужиком и Большаком, так как он оставался у юбки матери – Большухи. Кстати институт Большух разорен не был, так как кто-то должен был продолжать вести хозяйство, и этим кем-то и стала женщина.

Считаю, что было бы не справедливо во всем винить новую власть. Дело в том, что семейная иерархия держалась на традициях и страхе нарушить эти традиции. Большак и Большуха имели безграничную власть над всеми членами семьи, никто не хотел сходить с Большины, так как в итоге оказывался под властью того, кем еще совсем недавно руководил. Взрослеющие члены семьи, находясь под властью Большаков, ждали времени, когда сами могли стать Властью.

В общем, смена Власти в стране просто дала возможность свергнуть семейную неугодную власть и пробовать жить как-то иначе.

А вот как? Этому мы, похоже, до сих пор учимся и так и не научились. По-старому точно невозможно, а по-новому пока неизвестно как.

__________________________________________________________________________

На мою первичную бесплатную консультацию можно записаться здесь

Автор: Смирнова Ирина
Психолог, Бережный проводник

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru