Найти в Дзене
Каморка Отаку

Искренний монолог любителя аниме: рассуждение о феномене японской анимации через историю, стилистику и собственные ощущения

Оглавление

Когда только начинаешь открывать японскую анимацию, она представляется удивительным миром, который захватывает своей необычностью. Однако каждый новый просмотренный эпизод постепенно формирует вкусовые предпочтения по жанрам (сюжетным шаблонам) и студиям анимации. Начинаешь также замечать, что аниме не лишены недостатков, которые активно критикуются пользователями форумов. Впрочем, тернистый путь ошибок рождает истинное искусство, способное тронуть сердца многих людей. Таким смогло стать аниме, которое от последовательности нескольких кадров развилось до полноценных сериалов и полнометражных картин.

Затронутая тема у меня невольно ассоциируется с аниме «Пять невест». Яркий пример японской анимации, не хватающий звёзд с небеса, но окутывающий своей искренней и наивной атмосферой. Зарисовки из повседневной жизни, приправленные нотками комедии и романтики. Не шедевр, но однозначно греет душу.
Затронутая тема у меня невольно ассоциируется с аниме «Пять невест». Яркий пример японской анимации, не хватающий звёзд с небеса, но окутывающий своей искренней и наивной атмосферой. Зарисовки из повседневной жизни, приправленные нотками комедии и романтики. Не шедевр, но однозначно греет душу.

Меня, как перешедшего Рубикона восприятия аниме человека, заинтересовала история становления этого «культурного феномена», распространившегося за пределы Японии и завоевавшего признание по всему миру. Что же составляет фундамент современной индустрии?

Охаё годзаимас, дорогие друзья! Вы на канале «Каморка Отаку». Меня зовут Иван, будем знакомы! 😊

История японской анимации

Первые аниме, преимущественно небольшие любительские сюжеты, появились ещё на заре XX века. Старейшим является «Кацудо сясин» 1907 года. Всего на 50-ти кадрах неизвестный автор изобразил мальчика, который пишет на доске кандзи 活動写真 («Движущиеся картинки», устаревшее обозначение кино), после чего оборачивается, снимает матроску и кланяется зрителям. Большинство произведений эпохи были вдохновлены японским фольклором.

Послевоенный период – это начало развития профессиональной японской анимации, когда созданная в 1956 году студия Toei Animation выпустила в 1958 году первое цветное аниме «Легенда о белой Змее» (Hakujaden). Интересный факт, именно это произведение оказало большое влияние на молодого Хаяо Миодзаки, укрепив его стремление стать аниматором.

Аниме «Легенда о белой Змее».
Аниме «Легенда о белой Змее».

Однако продолжительный период американской оккупации Японии отразился на культуре острова. Многие аниме 1960-ых годов следовали канонам западных работ:

Персонажи-животные – «Новый остров сокровищ» (Shin Takarajima) 1965 года и «Император джунглей» (Jungle Taitei) 1965-1966 годов.

Народные сказки и фольклор – «Принцесса Кагуя» (Kaguya-hime) 1961 года, «Принц Севера» (Taiyou no Ouji: Horus no Daibouken) 1968 года и «Кот в сапогах» (Nagagutsu wo Haita Neko) 1969 года.

Музыкальное повествование – «Путешествие на Запад» (Saiyuuki) 1960 года и «История одной улицы» (Aru Machi Kado no Monogatari) 1962 года.

Ключевой вехой развития японской анимации 1960-ых годов считается адаптация работы мангаки Осаму Тэдзуки – «Могучий Атом» (Tetsuwan Atom) 1963 года. Произведение послужило истоком современных телевизионных аниме-сериалов, снискавшей популярность среди детской аудитории благодаря героическим сюжетам, навеянным культурой американских комиксов.

Аниме «Могучий Атом».
Аниме «Могучий Атом».

К концу 1960-ых годов сформировались основные жанры аниме: сёдзё (произведения для девочек и девушек, где сюжет строится вокруг героини. Акцент делается на её личностном становлении, проявляемых чувствах и отношениях с другими персонажами. Особую популярность приобрёл поджанр махо-сёдзё – приключения «девочки-волшебницы», которая обрела магические способности и применяет их для борьбы со злом), сёнэн (произведения для мальчиков и юношей, повествующие про стремления героя добиться труднодостижимой цели. Динамичный сюжет включает преодоление испытаний, раскрытие темы дружбы и обилие смешных ситуаций. Наглядным примером является упомянутое ранее аниме «Могучий Атом»), спокон (рассказы про спортивные достижения персонажей), повседневность, научная фантастика, комедия, исторический.

В начале 1970-ых годов мангака Го Нагаи заложил основы поджанра меха (направление научной фантастики про боевых человекоподобных роботов). Первые популярные работы – это «Мазингер Зет» (Mazinger Z) 1972-1974 годов, «Команда учёных-ниндзя Гатчамен» (Kagaku Ninja-tai Gatchaman) 1972-1974 годов и «Мобильный воин Гандам» (Kidou Senshi Gundam) 1979 года.

Одновременно сохранялась ориентация аниме на детскую аудиторию. Например, созданная в 1975 году студия Nippon Animation специализировалась на выпуске кодомо-аниме (упрощённые идейно и визуально произведения для детей). Думаю, многие вспомнят «Приключения пчёлки Майи» (Mitsubachi Maya no Bouken) 1975-1976 годов, которую неоднократно транслировали на отечественных экранах.

В 1970-ые годы аниме постепенно начинает распространяться за пределы Японии. Однако трудности адаптации сюжета, перевода и приобретения продукции для зарубежной аудитории существенно усложняли процесс. Тем не менее, на протяжении 1980-ых годов японская анимация приобрела большое количество поклонников, расширив своё присутствие на мировом рынке. Поэтому важной чертой «Золотого века аниме» стало зарождение субкультуры отаку (фанатов аниме-культуры, хотя японцы используют термин для обозначения «человека, который чем-либо сильно увлекается»). Большое значение для движения оказали произведения «Мобильный воин Гандам» и «Космический линкор Ямато» (Uchuu Senkan Yamato) 1974-1975 годов. Отаку начали влиять на аниме-индустрию (выросшие на японской анимации молодые люди формировали спрос на более серьёзные произведения, становились аниматорами новых произведений и образовывали анимационные студии. Например, созданная в 1984 году студия Gainax подарила «Евангелион» (Neon Genesis Evangelion) и «Гуррен-Лаганн» (Tengen Toppa Gurren Lagann) аниме-миру).

Современная «мекка» отаку – токийский район Акихабара, где расположено множество магазинов, кафе и других заведений аниме-тематики.
Современная «мекка» отаку – токийский район Акихабара, где расположено множество магазинов, кафе и других заведений аниме-тематики.

На заре 1990-ых годов среди аниме широкое распространение получил стиль «кавай» (изображение вещей, людей или животных милыми, что размывает грань между взрослостью и ребячеством). Предвестником зарождения стиля являлось упомянутое ранее смещение акцента от детских ко взрослым работам, сопровождавшееся смешением обоих направлений. Классическим представителем стиля кавай является аниме «Покемон» (Pokemon) 1997-2002 годов.

Аниме «Покемон».
Аниме «Покемон».

Сейчас аниме – это жанры произведений на любой вкус. Это множество ставших классикой произведений, обретших популярность режиссёров и студий. Благодаря новым стилистическим приёмам (например, совмещение двухмерной и трёхмерной анимации для создания объёмной сцены), распространившимся во многих странах студиям дубляжа и стриминговым сервисам (предлагающим на выбор озвучку или субтитры) оно теперь представляет конкуренцию киноиндустрии и сериалам. Однако остаётся не решённым один вопрос. Чем аниме может заинтересовать рядового зрителя?

Особый стиль аниме

Аниме – это смешение японского фольклора, западной мультипликации и современных потребностей на фантастические или повседневные сюжеты, которое раскрывает особенный «почерк» аниме.

Необычная мимика и большие глаза, раскрывающие характер персонажа словно открытая книга, местами гиперболизированная подача эмоций, «несерьёзный» стиль чиби (упрощённое изображение персонажа с непропорционально большой головой, обычно использующийся в комических ситуациях)... Непривычные для рядового зрителя визуальные элементы, которые увлекают своеобразностью и искренностью.

Рисованная анимация (нередко дополненная компьютерной графикой) ограничивается лишь фантазией режиссёра, даже при адаптации манги или ранобэ. Отсюда разнообразие сюжетов: от фантастических (фэнтези, меха, сверхъестественное, киберпанк) до «жизненных» (романтика, школа, повседневность, спорт, музыка). Дополнительный отпечаток на сюжет аниме накладывают трудоголизм, сдержанность и одиночество японцев. Наибольшее раскрытие они обретают в иссекаях (уход от реальности, стремление обрести красивую жизнь через «перерождение»), фансервисе (следствие сдержанного характера), темах работы и школы (стремление идеализировать жизненный уклад).

Нередко аниме прибегают к художественным тропам (всесильный главный герой, жажда мести персонажа после предательства, «рояль в кустах», пляжный эпизод и т.п.). Они одновременно являются злом (излишне клишированные сюжеты) и добром (деконструкция жанра или грамотный обыгрыш режиссёром/мангакой). Как бы то ни было, значение художественных тропов нельзя переоценить.

Характерной чертой аниме являются культурные отсылки, способствующие распространению японской культуры за пределы острова. Хорошим примером является аниме «Эта фарфоровая кукла влюбилась», которое привлекло внимание многих фанатов к традиционным куклам Хина и расширило движение косплееров. Другие наиболее часто упоминаемые события – культурные фестивали и различные праздники

Важное значение также имеет музыкальное сопровождение, способное передать атмосферу или эмоции персонажей, создать определённое настроение зрителя для лучшего восприятия картины. Для аниме используют композиции известных групп (Kessoku Band, MADKID), исполнителей (LiSA) или композиторов (Kevin Penkin). Опенинги и эндинги (вступительные и финальные музыкальные клипы) стали неотъемлемой частью аниме, его «визитной карточкой». Они способны задать тон повествования или подчеркнуть ключевые события аниме.

Историческое развитие, визуальные элементы, сюжетные линии и музыкальное сопровождение вместе создают неповторимое сочетание, которое и стало основой феномена японской анимации.

Будучи человеком, который пропустил многие модные увлечения, меня неожиданно очаровала эстетика аниме. Началось всё после «Ходячего замка» Хаяо Миядзаки и «Твоё имя» Макото Синкая. Однако осознанное желание окунуться после «Богиня благословляет этот прекрасный мир!» и «Восхождение героя щита», которые постепенно поглотили меня с головой в аниме-мир. Поэтому данная статья не только рассуждения о феномене японской анимации, но и попытка узнать нечто большее о том, что мне интересно и чем хочется поделиться с другими (безумным адептом себя не считаю, исключительно мечтающим мыслителем 😄).

Вот такой получился монолог. Большое спасибо за прочтение! Если моя статья заинтересует вас японской анимацией, буду считать это своим маленьким успехом 😄 Делитесь своими мнениями об аниме-культуре или отдельных произведениях, буду рад поразмышлять вместе с вами! 😊

#РазмышленияКаморкиОтаку