Найти тему
Субъективный путеводитель

Русская церковь в польском костёле в бывшем городе Скобелеве. Чем храмы Средней Азии не похожи на храмы России?

По улице Маргиани на окраине Ферганы, этого основанного русскими Генеральского города в Узбекистане, тянутся в основном сталинки:

Как например вот этот колледж:

-2

Периодически принимающий натурально крестовые походы детей от приюта:

-3

А вот весьма наглядный признак Ферганы - кафе "У узбека". Вы можете себе представить даже в Выборге или Калининграде столовку "У русских"? И это при том, что в нынешней Фергане узбеков больше 90% населения...

-4

При виде же диагностического центра "Примус" мне вспомнился лишь Василий Алибабаевич из "Джентльменов удачи", явно не догадавшийся зайти сюда вовремя:

-5

Дальше на тихой улице Саккокий притаился маленький храм из жёлтого кирпича:

-6

Изначально это был, как нетрудно догадаться по архитектуре, костёл - на 1897 году в Новом Маргилане жило порядка 700 поляков, составлявших немалые 8% его населения и бывших в общем третьей здешней общиной после русских и сартов (узбеков).

Пару постов назад (ссылка в конце статьи) я показывал похожую на него внешне то ли кирху, то ли синагогу, а вот все обе православные церкви Ферганы не пережили 1930-х годов. И когда в 1947 (по другим данным в 1952-м) году местным православным разрешили открыть приход, старый костёл оказался единственным подходящим зданием - ныне это православная церковь Сергия Радонежского, центральная в почти покинутой русскими Ферганской долине:

-7

У входа нас встретил молодой и очень красивый батюшка с ясными голубыми глазами, крепко пожал мне руку, да позвал трудника и благословил показать нам храм - сам он спешил, у ворот его ждала машина, но это не в пример более человеческое, чем в России, отношение в храмах чужбины я отмечаю практически у каждой среднеазиатской церкви.

В жаркие дни я часто встречал на церковных дворах явно не воцерковлённых русских вплоть до милующихся парочек - они просто приходят сюда побыть среди своих.


Внутри храма - иконостас 1950-х годов, написанный московской художницей Марией Соколовой по мотивам одного из приделов Троицкого собора Сергиевой Лавры. А перед солеёй - силуэт Христа, отпечатавшийся на стекле, прикрывавшем икону.

-8

В притворе - сбор пожертвовавний на воссоздание Никольского храма:

-9

Сам Никольский храм (1904-07) типового проекта (почти такой же есть в Самарканде) стоял в Военном городке, и разрушен был ещё в 1927 году. Но сдаётся мне, этот добрый и бедный приход средств на его воссоздание не соберёт никогда...

См. также:

Генеральская Фергана. История, колорит и центр города.