Марина была альтруистом. По зову сердца и велению души. Она готова была отдать последнее и ближнему, и дальнему. И ничего не ждала взамен, даже устной благодарности. Что редкость в нашем капиталистическом мире чистогана, где каждый за себя и думает только о своей выгоде и своем благополучии.
- Это Петя, его жена из дому выгнала, ему ночевать негде. Пусть он у тебя пока поживет, - говорила Марина своему хорошему другу, появившись на его пороге вместе с Петей.
- Да… Как-то… Ко мне теща с тестем из деревни приехали, а у нас только две комнаты, места не хватит. Разве что на кухне на полу постелить, - мялся хороший друг и с извинением во взгляде смотрел на Петю.
- Да не надо, я в хостеле пока койку сниму. Прости, чувак, мне Марина сказала, у тебя места много, я не знал, - с извинением во взгляде говорил Петя.
И обе стороны чувствовали себя весьма сконфуженно, а Марина потом рассказывала:
- Вот, человеку жить негде, а всем наплевать. Даже на одну ночь жалко впустить. Все думают только о себе.
***
- Алевтина сейчас на мели, совсем денег нет, хотя бы пять тысяч можешь ей одолжить? – спрашивала Марина свою подругу Виолетту. – Надо помочь человеку, она сейчас в очень трудном положении, даже макарон не на что купить.
- У меня самой впритык сейчас, ну ладно, пять не могу, но три наскребу, - соглашалась Виолетта.
- Как это здорово, когда можешь помочь другу, - радовалась Марина тем же вечером, когда отдала Виолеттины деньги Алевтине, - так приятно делать людям добро. Видеть радость в их глазах - это лучшая награда.
- Когда твоя Алевтина мне деньги вернет? – спрашивала Виола Марину через месяц.
- А она еще не отдала? – удивлялась Марина. – Наверное, у нее денег сейчас нет.
- Какие такие деньги Виолетте, я у Марины брала, а она сказала, что могу долг не отдавать, что это она мне от чистого сердца дала, просто так, чтобы помочь, - отрезала Алевтина.
Когда в следующий раз Марина попросила Виолу одолжить деньги другой знакомой, которая была на мели, Виола сказала:
- Раз уж ты так о ней заботишься, почему сама ей денег не дашь?
- У меня сейчас нет, а помочь человеку надо, - сокрушенно покачала головой Марина.
- Ну и помогай, только за свой счет, не за мой, - хмыкнула Виолетта, после чего перешла в разряд бывших Марининых подруг.
Ибо жадных и эгоистичных людей Марина не любила.
***
- Соньке завтра по делам надо весь день мотаться, а с ребенком сидеть некому. Пусть ваша дочь придет, присмотрит, все равно у нее каникулы, - сообщила Марина знакомой супружеской паре.
- У меня завтра соревнование, я не могу, - возмутилась дочь- одиннадцатиклассница.
- Но как же, я уже договорилась с Соней, ну не сходишь ты на соревнование, оно что, последнее в твоей жизни? – всплеснула руками Марина и повернулась к родителям девочки. – Вы меня ставите в неудобное положение, я человеку обещала помочь, а получается – обманула. А вашей дочери это только на пользу. Скоро у нее свои дети появятся, пусть тренируется и привыкает. Это важнее.
- Ма-ам, па-ап, - жалобно заныла одиннадцатиклассница, - мне еще к олимпиадам по биологии и химии готовиться надо.
- А почему ты решаешь за нашу дочь, что ей делать и что для нее важнее? – вскинула брови мама. - И почему раздаешь обещания, не спросив предварительно у нас?
- И с чего это наша дочь должна бесплатно работать нянькой, когда у нее и так забот полно, выпускной класс, соревнования еще, - нахмурился отец. – Ты обещала, ты и посиди с ребенком.
- Вот какие люди необязательные, - рассказывала потом Марина, - наобещают и не выполняют. И меня подводят. Эгоисты.
***
- У вас ведь дочь из кроватки и стульчика уже выросла, я договорилась с Носковыми, что вы им отдадите. Завтра надо привезти им, между тремя и пятью, когда они дома будут, - позвонила Марине чете Чулковых.
- Да мы их продали, полгода уже как, - удивились Чулковы. – И с какой стати вообще? Эти Носковы мало того, что хотят мебель на халяву, так еще им и привезти за свой счет, да в определенное время, когда мы оба на работе. Не жирно ли?
- Жлобы и эгоисты эти Чулковы, - жаловалась Марина. – Так и смотрят, где бы копейку урвать. И продали ведь за треть цены, сущие гроши. А я, получается, хорошим людям помочь не смогла.
***
А окружающие относились к Марине двояко. Одни считали, что она – щедрая душа, все готова друзьям и знакомым отдать, даже в ущерб себе. Другие думали, что легко заниматься благотворительностью за чужой счет. И по мере того, как Марина обращалась к людям за помощью, все больше личностей из лагеря «одних» перебегало в лагерь «других».
А Марина утверждалась в мысли, что альтруисты как класс исчезают, и скоро совсем не останется тех, кто готов бескорыстно помогать. Кроме нее, Марины.
Еще рассказ о том, как важно помогать окружающим:
Тяжело жить кристально честному человеку