Добрый день. Говоря о развитии семейства фронтовых бомбардировщиков АНТ-40 (СБ), нельзя не вспомнить про такую опытную машину как "ММН". Полное название этого проекта было ММН 2-М105. Расшифровывалось оно как малая модификация проекта "Н" (такой был заводской индекс бомбардировщика АНТ-40). Его разработка велась в середине 1939 года, под руководством авиационного конструктора А. А. Архангельского. За основу была взята опытная машина СБ-бис-3 2М-103. Появление данной модификации, было обусловлено очередной ремоторизацией фронтового бомбардировщика. На этот раз, в качестве силовой установки, рассматривался двигатель жидкостного охлаждения М-105 (устанавливался с трёхлопастным винтом ВИШ-2Е). Помимо этого, предполагалось провести ряд других конструктивных доработок, которые были необходимы для комплексного улучшения летно-технических и эксплуатационных характеристик машины.
После проведения необходимых расчетов, подготовки рабочих чертежей и проведения итоговых согласований, началась постройка летного прототипа (оно велось на заводе № 22). Завершили ее в мае 1940 года, после чего самолет стали готовить для проведения всесторонних испытаний. Какие же основные конструктивные изменения были сделаны на бомбардировщике, помимо замены силовой установки? Во-первых, переработали основные функциональные системы машины. К примеру, в состав топливной системы ввели дополнительные бензобаки емкостью в 205 литров. Также определенные доработки внесли в электросистему, систему оборонительного вооружения (установили турель МВ-3, убрали люковую оборонительную установку задней нижней полусферы, а также демонтировали один из пулеметов в носовой оборонительной точке), общую систему управления самолетом (в кабине штурмана продублировали возможность управления самолетом) и гидравлическую систему. Была несколько переработана конструкция крыла (включая элементы его механизации) и носовой части фюзеляжа. При этом несколько уменьшили общую площадь крыла, но увеличили площадь щитков-закрылков. Форма носовой части фюзеляжа стала более обтекаемой, кроме того несколько увеличили площадь ее застекленной поверхности. Конструктивные доработки вносились с целью уменьшить аэродинамическое сопротивление самолета. Некоторые основные геометрические размеры бомбардировщика приведены на скриншоте ниже.
Летные испытания экспериментального самолета "ММН" проводились на базе НИИ ВВС, в период с 1 июля по 16 августа 1939 года. В облете принимало участие сразу несколько летчиков. В ходе выполнения летной программы, были определены основные летно-технические характеристики машины, а также осуществлялась проверка его боевой эффективности. Однако, эти испытания закончились неудачно. Некоторые системы самолета оказались недоведены до рабочего состояния. Летно-технические характеристики оказались ниже расчетных. А некоторые показатели даже ухудшились (взлетно-посадочные характеристики). Недостаточно мощным признали и используемое оборонительное вооружение. По совокупности отмеченных факторов, было принято решение подготовить новые эталонные варианты бомбардировщика. Некоторые из полученных характеристик самолета приведены на скриншотах ниже.
В некоторых источниках отмечается, что в начале 1940 года велась отработка и второго опытного прототипа ММН, с установленными двигателями М-104, но без конкретного документального подтверждения. По итогу, в ограниченное серийное производство была запущена обычная модификация самолета СБ, эталона предыдущих производственных серий, но только доработанная под двигатель М-105. Точное количество построенных машин, выяснить не удалось, но оно не превышает 150 единиц. А последней модификацией семейства, с использованием этого двигателя, стал пикирующий бомбардировщик Ар-2 (Ссылка на статью). При его разработке использовали часть наработок по рассматриваемому проекту. Это позволило избежать допущенных ранее ошибок и получить на выходе удовлетворительный результат.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.