Найти тему
Авиационное обозрение

Экспериментальный фронтовой бомбардировщик "ММН".

Добрый день. Говоря о развитии семейства фронтовых бомбардировщиков АНТ-40 (СБ), нельзя не вспомнить про такую опытную машину как "ММН". Полное название этого проекта было ММН 2-М105. Расшифровывалось оно как малая модификация проекта "Н" (такой был заводской индекс бомбардировщика АНТ-40). Его разработка велась в середине 1939 года, под руководством авиационного конструктора А. А. Архангельского. За основу была взята опытная машина СБ-бис-3 2М-103. Появление данной модификации, было обусловлено очередной ремоторизацией фронтового бомбардировщика. На этот раз, в качестве силовой установки, рассматривался двигатель жидкостного охлаждения М-105 (устанавливался с трёхлопастным винтом ВИШ-2Е). Помимо этого, предполагалось провести ряд других конструктивных доработок, которые были необходимы для комплексного улучшения летно-технических и эксплуатационных характеристик машины.

После проведения необходимых расчетов, подготовки рабочих чертежей и проведения итоговых согласований, началась постройка летного прототипа (оно велось на заводе № 22). Завершили ее в мае 1940 года, после чего самолет стали готовить для проведения всесторонних испытаний. Какие же основные конструктивные изменения были сделаны на бомбардировщике, помимо замены силовой установки? Во-первых, переработали основные функциональные системы машины. К примеру, в состав топливной системы ввели дополнительные бензобаки емкостью в 205 литров. Также определенные доработки внесли в электросистему, систему оборонительного вооружения (установили турель МВ-3, убрали люковую оборонительную установку задней нижней полусферы, а также демонтировали один из пулеметов в носовой оборонительной точке), общую систему управления самолетом (в кабине штурмана продублировали возможность управления самолетом) и гидравлическую систему. Была несколько переработана конструкция крыла (включая элементы его механизации) и носовой части фюзеляжа. При этом несколько уменьшили общую площадь крыла, но увеличили площадь щитков-закрылков. Форма носовой части фюзеляжа стала более обтекаемой, кроме того несколько увеличили площадь ее застекленной поверхности. Конструктивные доработки вносились с целью уменьшить аэродинамическое сопротивление самолета. Некоторые основные геометрические размеры бомбардировщика приведены на скриншоте ниже.

Некоторые размерные данные бомбардировщика ММН.
Некоторые размерные данные бомбардировщика ММН.

Летные испытания экспериментального самолета "ММН" проводились на базе НИИ ВВС, в период с 1 июля по 16 августа 1939 года. В облете принимало участие сразу несколько летчиков. В ходе выполнения летной программы, были определены основные летно-технические характеристики машины, а также осуществлялась проверка его боевой эффективности. Однако, эти испытания закончились неудачно. Некоторые системы самолета оказались недоведены до рабочего состояния. Летно-технические характеристики оказались ниже расчетных. А некоторые показатели даже ухудшились (взлетно-посадочные характеристики). Недостаточно мощным признали и используемое оборонительное вооружение. По совокупности отмеченных факторов, было принято решение подготовить новые эталонные варианты бомбардировщика. Некоторые из полученных характеристик самолета приведены на скриншотах ниже.

В некоторых источниках отмечается, что в начале 1940 года велась отработка и второго опытного прототипа ММН, с установленными двигателями М-104, но без конкретного документального подтверждения. По итогу, в ограниченное серийное производство была запущена обычная модификация самолета СБ, эталона предыдущих производственных серий, но только доработанная под двигатель М-105. Точное количество построенных машин, выяснить не удалось, но оно не превышает 150 единиц. А последней модификацией семейства, с использованием этого двигателя, стал пикирующий бомбардировщик Ар-2 (Ссылка на статью). При его разработке использовали часть наработок по рассматриваемому проекту. Это позволило избежать допущенных ранее ошибок и получить на выходе удовлетворительный результат.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.