Уже давно психологи единогласно говорят, что готовность к школе определеяется не умением читать и писать, а совершенно другими навыками. И она должна быть предже всего психологической. Потому что без нее, как бы круто ваш ребенок не считал, и не писал, хорошего результата не будет.
Если говорить простыми словами, а не умными терминами, то к психологической готовности к школе относят такие навыки:
- умение действовать по образцу;
- умение понять задачу;
- усидчивость, которая напрямую определяется возрастом. Чем старше ребенок, тем более долгое время он может заниматься одним видом деятельности. Чем младше - тем чаще нужно менять вид деятельности, иначе ребенок устает;
- умение обобщать, сортировать, выделять;
- желание учиться;
- эмоциональная зрелость, то есть умение выражать свои эмоции в соответствии с социальными нормами, без ярких импульсивных реакций;
- развитие произвольности - это способность вести себя и делать что-то по новым для ребенка установленным правилам, корректировать свое поведение или деятельность при необходимости;
- коммуникативная готовность - готовность к продуктивному общению с учителем и сверстниками.
И если первые пункты могут быть доспутны ребенку уже в 5-6 лет, то эмоционаьная зрелость, усидчивость, проивольность действий и коммуникативность на достаточном уровне развиваются только к 7-8 годам.
В этом же возрасте ведущая деятельность сменяется с игровой на учебную.
Отдавая своего гениального (читающего, считающего в проеделах 100, играющего в шахматы) ребенка в школу в 6 лет, вы рискуете создать ему сложности. Умея решать сложные задачи, он может просто не выдерживать длину урока или не справляться эмоционально с какой-то ситуацией. Подача материала без игры ему будет сложна и скучна. А присутствие одноклассников, на 1-1.5 года страше его сформируют у него ненужные комплексы.
Считается, что в школу лучше вести рбенка с завышенной самоценокй, т.к. в процессе учебы, она чаще всего снижается.
Поэтому 7 и 7.5 летние дети показывают более высокие успехи в обучении и испытывают меньшие психологические нагрузки.
Пример из жизни:
Меня отдали в школу в 6 лет, казалось бы, что такого, у меня был нулевой класс при садике, все мягко и адаптивно. Учитель отобрала меня в свой "сильный математический класс", потому что за 15 минут тестирования я показала хорошие навыки логического и образного мышления, умела читать, писать, действовать по образцу, имела широкий кругозор.
Но потом началась беда.
Я не могла сидеть спокойно, не могла выслушать задание, к концу урока вообще не понимала, о чем речь и не воспринимала материал. Мне было сложнее, чем большинству ребят из класса, усваивать материал сразу на уроке, и большую часть знаний приходилось "добирать" дома за домашним заданием или занимаясь дополнительно.
К концу начальной школы у меня был твердый комплекс - " я тупая дура".
Я привыкла не рассчитывать на свои силы и знания, не умела сосредоточиться и довериться себе. Вдобавок, я попала в немилость к учительнице, которая, конечно, потеряла ко мне интерес и вообще была сильно недовольна моим поведением и способностью учиться. И все это еще и повлияло на мое "социальное положение" в классе. В своем дворе, на улице, я была лидером, а в классе - одной из самых отстающих, были дети, которым даже не разрешали приглашать меня на ДР, настолько видимо я была там неуместна. Представляте, как я расстраивалась?!
Только классу к 7-8, шаг за шагом, стала подниматься моя самооценка. Во-первых, я дозрела психологически и стала догонять своих одноклассников, во-вторых, помогла классная руководительница, которая не выделяла учеников по способности учиться и смогла сравнять зазвездившихся отличников и закомплексованных троечников. Она опиралась на человеческие качества.
И вот, получая педагогическое образование в универе, я, наконец-то, поняла, что со мной было не так.
Как жаль, что никто ни разу в школе не объяснил мне, в чем дело...
Никто не сказал: "Валя, тебе и еще нескольким мальчикам и девочкам было почти на 1 год меньше, чем всем отличникам! Быть наравне с ними вам было очень сложно. Ты - нормальная!"
И винить родителей в том, что я 35 лет назад, оказалась в таком положении, нет смысла. Тогда психологическая грамотность была абсолютно другой. В моде был доктор Спок, призывающий "не брать грудных детей лишний раз на руки". А лупить ремнем, давать подзатыльники и запирать в темной комнате в качестве наказания, было нормой и так делали почти все ("почти", потому что со мной так не делали).
Своего сына я отдала в школу в 7 лет и 8 месяцев, несмотря на всю "гениальность", которую в нем видели муж, бабушки, дедушки и окружающие люди, советуя отдать в 6л и 8м. Опираясь на свой опыт, мне важнее всего было его психологическое здоровье, высокая самооценка и сформировавшаяся мотивация.
И я не прогадала. Сын с первого дня учится самостоятельно, прекрасно усваивает материал в классе, так что даже если поленится и не сделает домашку, то может "вырулить" на знаниях с урока.
Он полностью сам контролирует что задали, что нужно принести на изо, когда надевать парадную форму. Моя задача - погладить брюки и рубашки на неделю и закупить все канц. товары.
Он успешно закончил начальную школу и поступил в 5 математический класс.
Я уверена, что большая часть его успеха кроется в его психологической готовности и зрелости, и еще немного в моем воспитании самостоятельности, но об этом расскажу в следующей статье.